Виды образовательного туризма, развитие, организация, направления образовательного туризма

Образовательный туризм — одно из перспективных и активно развивающихся сегодня отраслей туризма .

На сегодняшний день в российском законодательстве понятия «образовательный туризм» и «образовательный тур» отсутствуют, в то время как многие авторы выделяют эти понятия и включают их в классификацию туризма. Также различные источники предлагают свой понятийный аппарат, что делает это понятие неточным среди других видов туризма.

Рассмотрим несколько определений этого туристского сегмента, предлагаемых разными авторами, и сформулируем более точное понятие «образовательного тура».

В современной литературе образовательный туризм трактуется по-разному. Одно из первых определений дают Зорин И.В. и Квартальнов В.А. Авторы определяют образовательный туризм как туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов.

Соломин В.П., Погодина В.Л. уточняют цель и задачи образовательных туров, называя их познавательными, совершаемыми с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений.

Лунин Э.А. отмечает продолжительность образовательных туров в период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированном в стране или месте посещения. Поездки с целью «образования и профессиональной подготовки» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов и прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов .

Принимая во внимание приведенные определения, можно сформулировать определение образовательного туризма как экономической категории. Образовательный туризм — деятельность туристов связанная с потреблением образовательного туристского продукта или образовательного тура, с целью профессионального или дополнительного обучения за пределами постоянного места проживания. При этом под образовательным туром понимаются комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов в овладении знаниями, умениями и навыками во время перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образования» от 24 часов до одного года.

Образовательный туризм, позволяющий туристу совмещать отдых с обучением, является важной составляющей социокультурной деятельности современного общества. К основным видам образовательных (обучающих) туристических поездок можно отнести следующие: языковые программы, спортивно-обучающие, профессиональное обучение. Значительная доля подобных туров осуществляется в рамках развития международного туризма.

Рассматривая сегменты рынка международного образовательного туризма, на данный момент можно выделить ряд направлений. Это, конечно, в первую очередь — обучающие языковые курсы, которые пользуются большой популярностью не только среди наших соотечественников различной возрастной категории, но и среди молодежи и лиц среднего возраста разных стран .

Рынок этого сегмента международного образовательного туризма еще не очень значителен, но развивается высокими темпами. Так, например, по экспертным оценкам, в РФ годовой оборот этого рынка составляет более 200 млн евро.

Языковые курсы пользуются большой популярностью практически круглогодично. Это возможность не только получить или укрепить свои знания в области иностранных языков, но и отдохнуть, познакомиться с культурой, бытом и достопримечательностями другой страны.

Обучающие языковые туры организуются, в первую очередь, в страны-носители языка (Великобританию, США, Францию, Испанию, Германию, Австрию, Италию, Португалию, Швейцарию). Наиболее популярный — английский язык -изучается также в Ирландии, на Мальте и т. д.

Некоторые страны, например Швейцария, предлагают дорогие, но востребованные образовательные программы, предусматривающие обучение одному из трех основных европейских языков (английскому, немецкому или французскому — швейцарцы являются непосредственными носителями двух последних языков) и занятие многими видами спорта.

Лидером этого направления международного образовательного туризма традиционно была и остается Мальта, где развитие образовательного туризма рассматривается как важнейший сектор экономики и серьезно поддерживается на государственном уровне. Английские образовательные традиции, широко известные по всему миру, до сегодняшнего дня активно используются в системе образования Мальты. Конкурентными преимуществами мальтийских языковых программ являются: сравнительно невысокая (относительно других англоязычных стран) цена, простота въездного режима в страну и возможность совмещать обучение с отдыхом на море. Сегодня на Мальте более тридцати языковых школ, официально зарегистрированных, в которых иностранцам преподают английский язык. Но есть и ряд других образовательных учреждений с разнообразными интересными программами, в частности существуют школы с экономическим и художественным уклоном Международные языковые обучающие программы по интенсивности и целям обучения делятся на интенсивные (до 30 ч в неделю) и стандартные (15-20 ч в неделю) курсы; бизнес-курсы, осуществляющие подготовку к сдаче международных тестов или экзаменов, к получению сертификатов; каникулярные курсы для школьников и студентов, позволяющие сочетать обучение языку с отдыхом; академические курсы для поступления в частную школу или в зарубежный университет .

Наиболее популярные для изучения языки (по убыванию): английский, немецкий, испанский, итальянский, французский, португальский. Растет интерес и к восточным языкам: китайскому, хинди, корейскому, японскому.

Средняя продолжительность языковых курсов — две — три недели. Большинство таких туров сочетают учебные и экскурсионно-познавательные программы. Самая распространенная в мире форма изучения иностранного языка для детей и молодежи — летние курсы, позволяющие отдыхать, заниматься спортом, общаться и учить язык одновременно.

Особенности размещения языковых туристов следующие: наиболее предпочтительно размещение в семье носителей языка, что обеспечивает дополнительное погружение в языковую среду, дает вынужденную бытовую разговорную практику, позволяет ближе познакомиться с культурой данной страны и, наконец, просто обходится дешевле, чем размещение в гостинице. Помимо этого, языковых туристов размещают в общежитиях при колледжах, гостиницах и турбазах. По ценовому диапазону языковые обучающие программы подразделяются на три уровня:

Дорогие летние программы частных языковых школ, с которыми турфирмы, как правило, не работают из-за ограниченного платежеспособного спроса населения и отсутствия массового интереса к дорогостоящему образовательному продукту;

Программы среднего ценового уровня, предлагаемые специализирующимися на образовательном туризме агентствами (от традиционных английских учебных заведений до «народных школ» Финляндии);

Относительно дешевые языковые обучающие программы (от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до языковых курсов в Крыму).

Массовый спрос на предложения третьего ценового уровня подвигает, порой, турагентства к работе со школами, не имеющими аккредитации в международных организациях. Кроме того, относительно недорогие языковые программы зачастую подразумевают расселение и обучение в русскоязычных группах, что не обеспечивает языковую среду погружения.

Тем не менее, все большую популярность в последнее время начали набирать летние международные языковые лагеря для школьников и студентов. Это направление развивают страны Евросоюза, в частности Франция, Венгрия, Германия, Швейцария, Испания, Чехия, Словакия, Греция и, конечно, Великобритания. Целью подобного вида туризма является организация детского и студенческого отдыха с максимальной пользой. Учебные программы, как правило, не превышают 15-20 ч в неделю, а что касается организации досуга, то молодежь может заняться разными видами деятельности, включая занятия спортом, различные экскурсии и развлечения.

Следующий сегмент так называемые «академические программы». К ним относятся подготовительные курсы, продолжительность которых составляет от трех месяцев до года. Практику подобных курсов используют различные европейские и американские университеты. В большинстве случаев данные курсы направлены на совершенствование и доведения до должного уровня языковых знаний будущих студентов. Особенно это широко используется в тех учебных заведениях и школах, где преподавание ведется на государственном языке. В качестве яркого примера можно привести всемирно известный Карлов Университет в Праге. Для поступления в этот старейший европейский университет придется сдать экзамен по чешскому и английскому языкам. Такая же система существует практически во всех вузах Германии, Франции и Великобритании .

Очень большим спросом в данном сегменте также пользуются программы обучения в средней и старшей школе в Соединенном Королевстве Великобритании. Такая популярность обусловлена безусловным качеством классического образования и разнообразием предлагаемых услуг в рамках изучаемых программ Особенно хочется отметить программу IB (International Baccalaureate), выпускник которой может продолжать свое обучение в престижнейших образовательных центрах мира, таких как Йелль, Принстон, Оксфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт.

Вторым видом рассматриваемых нами обучающих туров являются спортивно-обучающие программы, среди которых можно выделить туры, направленные на обучение игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, парусному спорту, подводному плаванию, серфингу и т. д.

Данный вид обучающих программ предусматривает занятия выбранным видом спорта под руководством профессионального тренера. В качестве дополнительных услуг в этом виде обучающих программ предусмотрены следующие: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы и т. д.

Размещение клиентов спортивно-обучающих туров осуществляется в специализированных гостиницах, имеющих спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы и т. п., приспособленные для занятий выбранными видами спорта.

Третий вид международных образовательных туров — профессиональное обучение. Основные направления профессионального обучения, пользующиеся спросом в международном образовательном туризме — это обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, дизайну, туризму, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву. Следующим элементом рынка международного образовательного туризма можно назвать курсы дополнительного образования и повышения профессиональной квалификации . Этот сегмент рынка еще не так сильно развит, особенно в нашей стране, но перспективы его развития выглядят весьма привлекательно. В настоящее время этот вид туризма используется в сфере медицинских и биотехнологий, управления, инженерных специальностей и строительства, а также в сфере кино- и видеопроизводства.

Основной целью данных программ является получение новой информации и обмен опытом, в частности, на рынке международного образовательного туризма в нашей стране появляются и успешно работают образовательные консалтинговые компании, которые организуют туры повышения квалификации за рубеж «под ключ». В среднем такие поездки составляют 4-7 дней, в зависимости от предлагаемой программы обучения. Говоря о направлениях таких туров, следует отметить, что традиционно это европейские страны (в частности Германия) , но в последнее время очень интересным представляется направление Китай и Юго-Восточная Азия.

Культурно-познавательный туризм чаще всего рассматривают как экскурсионный, который также является важной составляющей международного образовательного туризма. Главное внимание в таких программах, насыщенных экскурсиями, уделяется осмотру достопримечательностей. В последние годы все более актуальными становятся туры в страны, где отдых совмещается с культурно-познавательной программой.

Говоря о перспективах развития международного образовательного туризма, необходимо отметить, что в большинстве развитых стран экспорт образовательных услуг является одним из приоритетных направлений развития экономики. Оценивая специализацию зарубежных стран в образовательном туризме, можно отметить следующее.

На рынке образовательного туризма значительно выделяются шесть стран:

США, где представлены самые разнообразные обучающие программы всех направлений;

Германия, реализующая программы классического высшего образования ;

Испания, специализирующаяся на обучающих программах в области архитектуры, дизайна, графики, декоративно-прикладного искусства, туризма и испанского языка (при относительно невысоких ценах);

Италия, в основном предлагающая обучающие программы по гуманитарным дисциплинам;

Франция, традиционно сочетающая демократичность образования, относительно невысокую плату и отсутствие ограничений;

Швейцария, ориентированная на элитарное и качественное европейское образование.

Образовательный туризм – это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности.

Образоваие как понятие

Образование – это процесс общения людей с целью обучения и передачи (обмена) тех или иных знаний и навыков, понятий и ценностей, а также разного рода информации из поколения в поколение, от нации к нации, от учителей к ученикам. Завершенным образованием считается достижение определенного уровня знаний, как результат усвоения полученной информации, навыков и умений.

По сути, продукт образования – это совокупность ума, характера и физических способностей человека, сформированные в процессе обучения.

Разновидности образовательных туров

По первопричине

  • образование с элементами отдыха (обучение в заграничных школах и университетах, языковые курсы, экскурсии на работающие предприятия, посещение музеев и выставок, исторические экскурсии, выездные курсы повышения квалификации, семинары и конференции);
  • отдых с элементами образования (любые виды туризма – религиозный, гастрономический, культурный и т.д., включающие в себя образовательные и обучающие мотивы).

По тематике тура

  • Языковой тур – самый распространенный вид образовательного туризма. Основная цель – изучение иностранного языка методом «погружения» в языковую среду. Такие туры особенно популярны среди школьников и студентов. Длительность языкового тура может варьироваться от 10 дней до 3-6 месяцев. В дополнение к интенсивному курсу обучения языковой грамматике, проводятся увлекательные экскурсионные программы, гастрономические туры, познавательные и спортивные мероприятия. Языковые туры отличаются от программы «Академический год» тем, что, как правило, проводятся во время каникул и могут стать подготовительным этапом для дальнейшего получения образования в зарубежных учебных заведениях.
  • Программа «Академический год» — программа культурного обмена между европейскими странами, США, Россией и т.д. Рассчитана на 9-11 календарных месяцев. Направлена на изучение иностранных — языка, культуры и традиций наряду с общеобразовательными предметами. Кроме общего плана школьных или университетских занятий, такая программа включает в себя спортивные, культурные и экскурсионные мероприятия.
  • Спортивно-обучающие туры – это экскурсионные программы, направленные на обучение и занятия некоторыми видами спорта, такими как дайвинг и серфинг, теннис и гольф, верховая езда, катание на лыжах и сноуборде, парусный спорт и другие.
  • Туры профессионального обучения – это различные выездные курсы повышения квалификации, семинары и стажировки, не связанные с получением доходов в месте обучения (стране временного пребывания). Длительность такой поездки может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев. Например – «инфотур» для работников турфирм, знакомит их с отелями и экскурсионной программой того или иного курорта.

  • Тематические познавательные туры – являются неотъемлемой частью большинства путешествий. Это и любые исторические экскурсии, посещение курсов боевых искусств или тайского массажа, астрологических или кулинарных и т.д.

Популярные направления

Большой популярностью в образовательном туризме, особенно в части языковых программ, пользуются европейские страны – Англия, Франция, Италия. На сегодняшний день к ним присоединились – Финляндия, Норвегия, Польша Чехия и Испания. С целью привлечения интереса к языкам и традициям этих стран, создаются специальные (материально доступные) программы для школьников и студентов.

В последнее время все большей популярностью пользуются образовательные путешествия в страны Азии. В Японию и Сингапур – на экономические семинары; в Таиланд – на курсы разных видов точечных и других массажей; в Индию – с целью познания буддийских истин и учений; в Китай – для знакомства с боевыми искусствами.

Образовательный туризм — это вид туризма, в котором сочетаются отдых и образовательная деятельность. Изучение иностранного языка, других наук (экономики, маркетинга, менеджмента), кулинарии может быть главной или второстепенной целью этого вида отдыха. Целью образовательного туризма может быть также повышение квалификации (в профессии или какой- либо сфере деятельности) и возможность удовлетворить свою любознательность.

Образовательные туры могут отличаться по первопричине и тематике тура. В туре может быть предусмотрено образование с элементами отдыха. Примером такого тура могут быть языковые курсы, обучение в заграничных образовательных учреждениях, посещение выставок и музеев, исторические экскурсии, экскурсия на работающие предприятия, семинары и конференции, выездные курсы по повышению квалификации.

Второй вид туризма предусматривает отдых с элементами образования. Это может быть культурный, гастрономический, религиозный и другие виды туризма, в которых есть обучающие и образовательные мотивы. По тематике тура наиболее распространенным видом образовательного туризма является языковой тур, цель которого — изучение английского языка в конкретной языковой среде. Эти туры популярны среди студентов и школьников. Такой тур может длиться 10 дней или 3-6 месяца. Кроме изучения английского языка, в таком туре проводят интересные экскурсии, спортивные мероприятия, гастрономические программы. Как правило, языковые туры проводят во время каникул, это может быть хорошим подготовительным этапом для того, чтобы продолжить образование в учебных заведениях за границей.

Следующий тур называется «Академический год». Этой программой предусмотрен культурный обмен между странами Европы (например, между Россией и США). Продолжительность тура составляет 9 — 11 календарных месяцев. Цель тура — изучить иностранный язык, культуру и традиции, включая также изучение общеобразовательных предметов. По плану тура проходят школьные или университетские занятия, кроме того, культурные, спортивные и экскурсионные мероприятия. По тематике образовательные туры могут быть спортивно-обучающими. Цель тура — занятия и обучение некоторым видам спорта. Это может быть обучение дайвингу и серфингу, гольфу и теннису, верховой езде, парусному спорту, катанию на лыжах сноуборде и другие.

Целью образовательного тура может стать повышение квалификации, сюда относятся туры профессионального обучения. Выездные курсы, стажировки и семинары не связаны с получением дохода в стране временного пребывания (это место обучения). Такой тур может длиться и несколько дней, и несколько месяцев. Для работников туристических фирм, например, такой тур предусматривает знакомство с отелями и экскурсионной программой какого — либо курорта. Большинство путешествий тематического тура выполняет познавательную функцию. Сюда относятся исторические экскурсии, кулинарные и астрологические курсы, курсы тайского массажа или боевых искусств и так далее.

Образовательный туризм развивается во многих странах, особенно популярны языковые туры. Для студентов и школьников созданы специальные программы для того, чтобы привлечь внимание к изучению языка и традиций зарубежных стран. Стали популярными образовательные туры в страны Азии. Экономические семинары проходят в Японии и Сингапуре, курсы разных видов массажа — в Таиланде, религиозные истины буддизма изучают в Индии, боевые искусства — в Китае.

Образовательный туризм — это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, аспирантуры. Школы и лагеря подготовки также организуют религиозные и политические структуры .

Образовательные туры являются распространенным видом туризма, совмещающим отдых с обучением. Развивается по таким направлениям как:

языково-обучающее;

спортивно-обучающее;

профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые.

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых — в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию — китайского, фарси, японского.

Средняя продолжительность туров — 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего — это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы — специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

Все программы включают в себя аудиторные занятия иностранным языком. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются «договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных пуристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное — эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье .

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное — обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы — это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Экскурсионно-познавательные программы в основном общего характера.

Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы — словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т. д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение — обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву — всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием — «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Категории и количество специальных видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных.

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода.

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире.

Образовательные туры, включающие в свою программу изучение иностранных языков, являются наиболее популярными. В свете тесного мирового экономического сотрудничества государств, особенностей российского рынка с тенденцией на преобладание импортного товарооборота, смывании границ между странами особую актуальность приобретает английский язык. Этим обуславливаются лидирующие позиции образовательных туров, имеющих в своей основе его изучение или закрепление.

К основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности, обусловленную слабой рекламной и маркетинговой политикой; высокую стоимость поездки, когда в современных экономических условиях население вынуждено отказаться от трат, не являющихся предметами первой необходимости; недостаток разнообразия предложений как по направлениям тура, так и по программам обучения, и в первую очередь эконом-класса .

Данные проблемы обусловлены тем, образовательный туризм — явление сравнительно новое. Еще несколько лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений — популярность «полезного отдыха» существенно возросла. В России число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития значительно увеличилось, и образовательный туризм начинает играть все более и более заметную роль среди других видов туризма.

Также активно развивается практика обучения студентов за рубежом. Можно привести еще ряд подобных примеров. Довольно широкий круг людей остается не вовлеченным в этот процесс межкультурного взаимодействия. Бытовой уровень культуры — это иная среда. Здесь подавляющее влияние оказывает американская массовая культура, причем зачастую в упрощенных ее формах. Сильные опасения в последнее время вызывает засилие американской культуры. Поражают темпы и масштабы ее распространения и ассимиляции. Обнаружить различные формы этого влияния можно как на духовном, так и на материальном уровне общественной жизни. Трудно представить, к примеру, современный город без супер- и минимаркетов, макдоналдсов, боулингов, Интернет-кафе, хот-догов и т. д. Молодежная культура наиболее подвержена влиянию американской массовой культуры. Достаточно вспомнить различные способы самоидентификации представителей молодого поколения: тинейджер, ди-джей, ти-джей, юзер, геймер, хаккер, роккер, роллер и т. д .

Таким образом, можно сказать, что тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития. Т.е. в ближайшее время ориентированы на устранение недостатков и расширение географии поездок, а также, на разработку новых ценовых категорий.

Возможность получения образования, знаний, умений и навыков во время туристической поездки становиться все более актуальной темой в России. Она интересна, как школьникам и студентам, так и профессионалам и бизнесменам, стремящимся вывести свою деятельность на высокий уровень, используя практику обучения по специальным образовательным программам, которые совмещают в себе не только процесс обучения, но и, например, отдых, работу или занятия любимым делом — хобби.

Таким образом, образовательный туризм как вид образовательной услуги включает в себя ряд особенностей: распространенность, так как во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Интегративность — совмещение учебных и экскурсионно-познавательных программ. Индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста. Выделяют три вида обучающего туризма: языково-обучающие туры; спортивно-обучающие туры; профессиональное обучение.

Таким образом, образовательный туризм представляет собой особый вид туризма, содержащий в программе тура обучающий элемент.

Анализ проблем образовательного туризма на современном этапе показал, что к основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности; высокую стоимость поездки. Тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития.

Образовательный туризм — вид туристского путешествия, во время которого турист совмещает отдых с обучением.

Можно выделить три направления, или три вида образовательного туризма:

  • — обучающие языковые туры,
  • — спортивно-обучающие туры,
  • — профессиональное обучение.

Обучающие языковые туры. Поездки с изучением иностранных языков очень популярны среди туристов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых и серьёзных предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров, составления документов и делового общения.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учить иностранные языки гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и путешествием в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространённые в мире языки в качестве наиболее употребляемых — в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию, Китай, Японию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно в настоящее время изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский, итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но всё же, встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию — китайского, фарси, японского. Средняя продолжительность туров — 2-3 недели. Обучающие языковые туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего — это группы бизнес-языка, группы школьников и студентов).

Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы — специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах. Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий. Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, её истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров, концертов и народных праздников. В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом — эта форма обучающих туров приобретает всё большую популярность в мире (особенно среди молодёжи).

Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счёт своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются поездки, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки обучающего языкового тура — исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учётом уровня знания языка, образования и возраста. Организацией обучающих языковых туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разных условий обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов обучающих языковых туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, кемпинги, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится к минимуму. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в — отношении совершенствования языка, так как обучающемуся туристу приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье, где он проживает.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся туристы, необходимо подходить особенно тщательно. С принимающими семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приёме детей. Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран — для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке). Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий после уроков. Если тур групповой, то на всём протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его, по договоренности с принимающей фирмой, направляющая сторона. Туристские группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы до 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие поездки также распространены во всём мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное — обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта. Образовательные программы во время спортивно-обучающих поездок — это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Организаторам необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда — экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время, отдых и оздоровительные процедуры. Экскурсионно-познавательные программы носят в основном общий характер и связаны с местными достопримечательностями. Преимущественно основное время туристы отдают обучению и занятиям, выбранным видом спорта. Во время таких поездок необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы — словом, всё, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными. В завершении поездки между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта. Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения. Привлекательна для туристов возможность приобретения профессиональных спортивных сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т.д.

Размещение во время проведения спортивно-обучающих туров производится, как правило, в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные и тренажёрные залы, сооружения на прилегающей территории, трассы, бассейны. При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и прочее). Если, например, организуется приём туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки. Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях. В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Профессиональное обучение — обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву, кулинарному искусству — всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это направление можно назвать привычным словосочетанием — «повышение квалификации» . Но только повышение квалификации для специалистов происходит во время путешествия, которые организуются при помощи туристских фирм.

Примером дополнительного образования могут служить кулинарные туры в различные страны мира, например, в Испанию, Италию, Францию, Мексику, Японию и другие страны мира. Особенной популярностью пользуются стажировки поваров, которые специализируются на приготовлении Пан-азиатской кухни — Pan Asian cuisine — микс традиционных кулинарных техник стран Юго-Восточной Азии, адаптированных под европейский вкус. Кухня каждой страны этого региона уникальна, но есть нечто общее: применение необычных ингредиентов, широкое использование морепродуктов, овощей, тропических фруктов, быстрота и простота кулинарной обработки, оригинальная подача и невероятный спектр ароматов блюд.

Такие образовательные поездки предназначены для шеф-поваров, работников ресторанного бизнеса, а также для простых туристов, желающих расширить свои познания в приготовлении блюд разных стран. Практические занятия и мастер-классы проводятся в специально подобранных ресторанах, где есть возможность на кухне поместить большое количество людей. Такие занятия дают возможность познакомиться с рецептами истинно национальных блюд, перечнем необходимых для приготовления блюд продуктов, условиями их обработки и подачи. С практикой приготовления тех или иных блюд обучающихся знакомят высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт и признание в кулинарии. Такие занятия дают возможность познакомиться с технологией приготовления, узнать новые продукты и возможность их аналогичной замены. Существуют национальные и международные кулинарные конкурсы, в основном для профессионалов, на которые съезжаются большое количество профессиональных поваров.

Размещение во время проведения профессионально обучающих туров производится, как правило, в гостиничных предприятиях, имеющих один или несколько ресторанов и приспособленных для занятий и обучения поваров и кулинаров. Гостиницы должны иметь специальные помещения для теоретических и практических занятий. Организаторы, как правило, проводят выезды в другие рестораны и различные места общественного питания, где знакомят туристов с различными вариантами и особенностями национальной кухни.