Транзитный туризм — что это такое?

Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения.

В соответствии с рекомендациями ВТО этот вид туризма включает две разновидности:

— перемещения авиапассажиров, которые не въезжают в страну, а лишь делают пересадку на стыковочный рейс;

— перемещения туристов, которые едут к месту конечного назначения с небольшой остановкой для стыковки рейсов в третьих странах.

На сегодняшний момент, транзитный туризм в России – не сформировавшееся явление. Оно само существует, но никто его не контролирует и тем боле не получает с него доход. В ряде регионов страны есть разработки и планы по созданию современных зон транзитного туризма. Так в Иркутской области это один из пунктов плана по формированию Байкальского рекреационного региона. Необходимость создания зоны вызвана тем, что только 20% иностранных туристов прибывает в Иркутск целенаправленно для знакомства с регионом, а 80% проездом направляются в путешествия по трансграничным туристским коридорам Европа — Дальний Восток или Китай — Монголия — Россия. Поэтому в зону транзитного туризма в Иркутской области должна войти территория от Листвянки до Усть-Орды с центром в Иркутске. На этом участке планируется создать сеть маршрутов, базу размещения, вертолетные площадки, организовать прокат транспортных средств и снаряжения, построить объекты показа — музеи, центры отдыха и развлечений.

В Калининградской области развит приграничный туризм, по своей сути — это транзитный туризм, и он большей частью связан с однодневным, без ночевки, пребыванием туриста в области. В таких поездках можно проехать Калининградскую область и не останавливаясь в ней. Однако формирование привлекательного образа исторического района позволяет использовать этот фактор для остановки здесь туриста, реализации какой-то части культурной программы, покупки сувенирной продукции и т.п. Пример современного туристского движения показывает, что именно приграничный туризм дает достаточно быстрые экономические результаты и является стабильным в последние десятилетия, несмотря на факторы экономической и социальной нестабильности.

Транзитный туризм: предпосылки и направления развития

Особенностями транзитного туризма являются его кратковременный характер, обязательное наличие соответствующей инфраструктуры и тесная связь с другими видами туризма, в первую очередь с познавательным туризмом.

По определению, транзитным туристом является путешественник, посещающий местность или страну на срок не более чем 24 часа. Однако при наличии благоприятных условий, как, например, развитая инфраструктура, достопримечательности, подготовленные для осмотра, транзитный турист может задержаться, либо следующий раз выбрать эту страну в качестве конечной цели путешествия.

Наша страна также имеет хорошие предпосылки для развития транзитного туризма. К ним в первую очередь относится ее географическое положение. Республика Беларусь — это государство, расположенное в центре Европы на пересечении трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров, связывающих Северную Европу с южными регионами Европы, некоторыми государствами Азии, а также Западную и Центральную Европу с Россией и Азиатскими странами. Особенно важно на современном этапе развития транзитного туризма положение Беларуси между двумя крупнейшими регионами — Россией и Западной Европой, формирующими мощные встречные туристские потоки, проходящие через Беларусь.

Важной предпосылкой для развития транзитного туризма в Беларуси является густая дорожная сеть и то, что основные магистрали, проходящие через страну, связывают между собой важнейшие туристские объекты. Дороги подходят почти ко всем культурно-историческим объектам, 26 % малых городских поселений размещено на транспортных путях трансъевропейского и межгосударственного значения. Всего в стране 80,0 тыс. км автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием — 69,3 тыс. км.

В транспортной сети Беларуси выделяется основной опорный каркас, состоящий из двух главных трансъевропейских трасс. Наиболее важной из них является магистраль, соединяющая Париж, Берлин и Варшаву через Брест и Минск с Москвой. Магистраль Брест — Москва является самой современной и наиболее перспективной для развития транзитного туризма. Второй по важности трансъевропейской трассой считается трасса Гомель — Витебск, соединяющая Стамбул, Бухарест, Киев с Санкт-Петербургом. От нее отходит ответвление от Гомеля через Минск к Вильнюсу и Клайпеде.

Среди других автодорог Беларуси выделяются те, которые обладают наибольшей привлекательностью для туризма. Это дороги, вдоль которых расположено большое количество ценных историко-культурных объектов, природных объектов и территорий. К ним относятся: Гродно — Слоним — Кобрин — Малорита; Гродно — Лида — Минск; Шклов — Могилев — Корма; Кобрин — Пинск — Житковичи; Минск — Молодечно — Ошмяны. Почти все они располагаются недалеко от главной магистрали страны или пересекают ее и могут использоваться для транзитного туризма.

Влияние вышеназванных предпосылок усиливается еще тем, что вследствие геополитических изменений произошло приближение ЕС к рубежам Беларуси — в результате три из шести областей страны (Брестская, Гродненская, Витебская) граничат и сотрудничают с ЕС в рамках евро-регионов «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща». Хорошо развитая транспортная сеть Европы дает возможность передвижения по всему региону и связывает через Беларусь объединенную Европу со странами СНГ и Азией; процессы интеграции, происходящие в Европе, позволяют свободно передвигаться из страны в страну; высокое экономическое развитие большинства стран Европы обеспечивает наличие у жителей денежных средств на туризм и отдых.

Наиболее перспективным направлением для развития транзитного туризма является трасса Варшава — Брест — Минск — Москва, пересекающая Беларусь с юго-запада на северо-восток и делящая ее территорию на две приблизительно равные половины наподобие своеобразного экватора. Протяженность ее в пределах Беларуси составляет 610 км.

Проведенная нами оценка привлекательности этой трассы для развития транзитного туризма в пределах получасовой и часовой доступности с использованием специального показателя (линейного коэффициента аттрактивности), который показывает соотношение времени, необходимого для осмотра достопримечательностей, к длине участка дороги (табл. 2), показала, что в целом автодорога обладает высокой туристской привлекательностью. Особенно привлекателен участок от Бреста до Минска.

Следует также отметить, что в зоне часовой доступности этой автомагистрали расположено около 50% всех культурно-исторических достопримечательностей, находящихся на территории нашей страны, в том числе такие потенциальные центры туризма, как Мир, Новогрудок, Несвиж, Жировичи, Слоним и др. Кроме того, недалеко от трассы находятся такие важнейшие природные объекты, как Беловежская пуща, Березинский биосферный заповедник. Всё это служит хорошим потенциалом для развития транзитного туризма.

Таблица 3.3 — Оценка аттрактивности (привлекательности) автодороги Брест — Минск — Москва

Участки дорог Величина линейного коэффициента аттрактивности
Получасовая доступность Часовая доступность
Граница с Польшей — Ивацевичи 2,2 4,0
Ивацевичи — граница Минской области 1,5 7,2
Граница Минской области — Минск 5,4 9,2
Минск — граница Витебской области 0,2 1,5
Граница Витебской области — граница с Россией 0,8 1,4

К сожалению, на данном этапе потенциал как трассы, так и вообще Беларуси как транзитной страны используется недостаточно. Существует ряд проблем. В первую очередь это трудности в организации пограничных и таможенных пропускных пунктов, высокая стоимость визы, отсутствие развитой инфраструктуры и информационной базы, неподготовленность многих объектов для посещения их туристами. Важным шагом на пути решения этой проблемы является осуществление мероприятий, намеченных в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2011-2015 гг. К ним относятся:

* создание культурно-туристских зон с региональными центрами в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны и выполняющих функцию транспортных узлов (в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке, Пинске);

* создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.);

* развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близкорасположенных туристских достопримечательностей;

* увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения виз, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов.

К этим мероприятиям, осуществление которых, безусловно, будет способствовать развитию транзитного туризма, следует прибавить еще ряд тех, которые не нашли отражения в директивных документах, но являются не менее значимыми.

Во-первых, нужно обратить особое внимание на следующее обстоятельство: растет спрос россиян на автомобильные (как организованные, так и самостоятельные) путешествия в Европу. Более 40 % туристов, которые выезжают из Беларуси в Европу, — это россияне. Российский выездной поток в страны Западной и Восточной Европы идет через Беларусь. В данном случае Беларусь играет роль основного транспортного узла между Россией и странами Европы. В этой ситуации важно разработать программы пребывания российских туристов в Беларуси, увеличив продолжительность их пребывания в стране до 2-3 дней. Для реализации этих целей нужно создать специальные программы. Сюжетами этих программ могут быть общность истории, общность освоения территории, общность культур. Это может быть отдых в условиях естественной среды, экскурсионные циклы.

Учитывая то, что в зоне трансъевропейского транспортного коридора сосредоточены уникальные рекреационные ресурсы не только национального, но и мирового значения, необходимо создать маркетинговые программы предложения туристских услуг для различных категорий туристов как из России, так и из других стран. Эти программы могут включать туры этнического туризма, экологические туры, они могут быть связаны с включением историко-культурных и архитектурных памятников в систему культурных путей Европы и др.

Во-вторых, нужен расчет туристских потоков, который даст возможность определить потребности в объектах обслуживания туристов, в количественном и качественном составе обслуживающего персонала.

В-третьих, важно не только сохранить уникальность и индивидуальность туристского центра на пути потенциального туриста, которые затем станут визитной карточкой, но и направить туда туриста. Нельзя забывать, что турист, проезжая по дороге, не повернет к объекту, если не будет указателя. В связи с этим целесообразно создать систему привлекательных для туриста указателей, которые могли бы заинтересовать его и заставить свернуть и посмотреть объект. Они должны отличаться от обычных знаков и давать минимальную, но необходимую информацию о расположенных по близости и интересных с точки зрения туризма объектах. Возможно, они могут включать и оценку познавательной ценности объекта. Можно использовать систему туристской символики, широко используемую во всем мире, преимущества которой в том, что она удобна для восприятия, объективна и значительно облегчает пребывание в стране иностранного туриста.

В-четвертых, для развития транзитного туризма, как и туризма в целом, должна быть создана информационная база — издание путеводителей, справочников и исторической литературы, использование возможностей Интернета для рекламы нашей страны на мировом туристском рынке.

И наконец, в-пятых, необходимо отрегулировать правовое обеспечение транзитного туризма, так как в настоящее время именно правовое регулирование транзитных туристских поездок вызывает сложности в привлечении иностранных туристов. На сегодняшний день правила транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Беларуси полностью противоречат Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь. Их соблюдение только усложняет въезд и пребывание иностранных посетителей на территории республики. Введение миграционных карт, ограничение времени транзита до двух суток, невозможность отклониться от международных трасс, запрет на остановку вдоль трасс, где нет охраняемых стоянок, — данные пункты правил препятствуют развитию транзитного туризма в Республике Беларусь

ОСОБЕННОСТИ ТРАНЗИТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

В соответствии с главным принципом международного воздушного сообщения, все авиакомпании мира выполняют рейсы через базовые аэропорты, в которых происходит пересадка пассажира (смена борта) на рейс той же компании, либо на рейс другой авиакомпании.

Время между приземлением и вылетом в аэропорту пересадки называется временем пересадки (стыковки). Как правило, это время не превосходит четырех-пяти часов. В случае длительности времени стыковки, более 10-ти часов, или необходимости ночевки в аэропорту, пересадка называется принудительной остановкой.

Возможна, по желанию пассажира, добровольная остановка в аэропорту пересадки, которая предполагает пребывание пассажира в аэропорту транзита более 24-х часов. Максимальное разрешенное время остановки, как правило, не превышает 5-ти суток.

Для пассажиров привилегированных классов обслуживания (первого и бизнес-классов) добровольная остановка разрешена бесплатно. В экономическом классе, по специальным тарифам с ограничениями, стоимость остановки составляет от 100 до 150 у.е.

Если пункт пересадки и пункт назначения находятся в разных странах, например на маршруте Москва-Париж-Нью-Йорк авиакомпании AirFrance, транзит происходит без смены авиакомпании и определяется нахождением пассажира во время пересадки в транзитной зоне, т.е. на воздушном мосту между Францией и Америкой. Пассажир не пересекает границу Франции, а поэтому не проходит специальные процедуры паспортного и таможенного контроля. Транзитная виза при этом не требуется. Авиакомпания AirFrance в таком случае регистрирует в Москве багаж до конечного пункта и перегружает его в пункте пересадки на трансатлантический рейс Париж-НьюЙорк.

Если же пункт пересадки и назначения находятся в одной стране, например на рейсе Москва-Нью-Йорк-Сиэтл, то в этом случае в пункте пересадки, в Нью-Йорке, пассажир пересекает границу США, и совершает пересадку с международного рейса на внутренний рейс. В этом случае пассажир получает свой багаж, проходит паспортный и таможенный контроль, а затем продолжает полет внутренними авиалиниями.

Особенностью воздушного сообщения в США является отсутствие понятия «транзитная виза». Любой транзитный маршрут через аэропорты Америки предполагает наличие у пассажира въездной американской визы.

Таким образом, при перелете авиакомпанией Дельта по маршруту МоскваНью-Йорк-Ванкувер (Канада) пассажир должен оформить въездную визу в США, пройти все процедуры в аэропорту пересадки, а затем продолжить свой полет.

В основном, в других странах, при нахождении пассажира в транзитной зоне, т.е. без пересечения государственной воздушной границы, виза не требуется, за исключением отдельных национальностей и отдельных государств. Например, при транзите через территорию Германии гражданам Индии и Бангладеш требуется въездная немецкая виза.