Религиозный туризм и все,что нужно об этом знать.
В настоящее время религиозный туризм получил развитие на совершенно новом уровне. Правда, остались популярными посещения таких православных святынь, как Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина Пустынь, Валаам, Соловки, но разрабатываются и уже частично введены в жизнь новые туристические направления религиозного профиля. Потребители религиозных туров в основном люди верующие или те, кто интересуется историей православия и других религий.
На сегодняшний день наиболее популярны паломнические поездки с участием в богослужении, с проживанием и питанием в монастырях, с посещением памятников русского православия.
Православные туры включают в речные круизы (посещение русских храмов, монастырей, архитектурных ансамблей деревянного зодчества). Во время таких круизов проводятся лекции на религиозные темы.
Под Курском, на родине Серафима Саровского, находится монастырь Коренная Пустынь – православный духовный центр. На его территории проводятся пасхальные фестивали, выставки иконописи, фестивали русского народного творчества.
Можайск предлагает сразу несколько туров на православную тематику: Рождественские гулянья, Колоцкая икона Божьей Матери, обретение мощей преподобного Ферапонта Можайского, День Святителя Николая (с посещением монастырей и участием в службах). Самый популярный паломнический тур называется «Можайск – священный город русских» с довольно обширной программой.
В Подмосковье существует несколько туров православной направленности. Один из новых и интересных – посещение Святой Земли на берегу Истры. Там находится Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, на территории которого расположены скит и могила патриарха Никона. Тур включает в себя также осмотр подземной церкви Константина и Елены и осмотр Ставропигиального Борисоглебского Аносина женского монастыря.
Существуют и другие направления отечественного религиозного туризма с посещением мест, связанных с развитием католичества, лютеранства, мусульманства, иудаизма и буддизма в нашей стране.
Например, Татарстан предлагает паломнический тур в Билярск, к Святому ключу, а также к месту древнего Булгара – Северной Мекки мусульман. Здесь сохранились или восстановлены самые северные в мире памятники средневекового мусульманского зодчества – Большой и Малый минареты, ханская усадьба XIII в. В том же Татарстане предлагается востребованный православный тур в Свияжск и к действующему Раифскому мужскому монастырю.
Особое место в религиозном туризме занимают языческие туры с экскурсиями к древним языческим капищам, в основном распространенные на Русском Севере, в Сибири и на Урале.
Посещение религиозных мест разных концессий становится все более популярным как у российских туристов, так и у гостей из-за рубежа.
Особенно распространены 2—3-дневные поездки по монастырям и храмам. Судя по имеющимся данным, за религиозным туризмом большое будущее.
Определение и разновидности религиозного туризма
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
— паломнический туризм;
— религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
В паломническом туризме выделяется духовно паломнический туризм.
Паломнический туризм
Паломнический туризм — это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество — стремление верующих людей поклониться святым местам.
Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
— желание исцелиться от душевных и физических недугов;
— помолиться за родных и близких;
— обрести благодать;
— выполнить богоугодную работу;
— отмолить грехи;
— выразить благодарность за блага посланные свыше;
— проявить преданность вере;
— стремление к подвижничеству во имя веры;
— обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.
Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» — ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.
Виды и особенности паломничества
В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:
1) по числу участников и семейной принадлежности — индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности — длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности — круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения — посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества — внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности — добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Духовно паломнический туризм имеет узкую социально психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический туризм тесно связан с лечебно оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа — это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.
Следует отметить близость духовно паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун — это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма.
Основные регионы паломнического туризма:
— православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;
— зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);
— Северная Америка с доминирующим положением христианства;
— Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
— Северная Африка с преобладанием ислама;
— Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
— Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
— Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;
— Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;
— Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;
— Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;
— Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями.
Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.