Потенциал оздоровительного туризма и возможности лечебных курортов Грузии

До пандемии туризм обеспечивал в общей сложности 10-12% ВВП Европы при 12% населения занятых в этой сфере. Грузия всегда славилась своими природными условиями и разнообразием природных целебных ресурсов.

Что касается оздоровительного туризма, то тут стоит особо подчеркнуть ключевую ценность здоровья, поскольку это одно из необходимых условий для человека в современном мире, когда он задаёт себе вопрос, достаточно ли он здоров, чтобы справиться с большинством болезней или инфекцией. Несомненно, что приключенческий туризм привлекает клиентов с впечатляющей способностью позволить себе высокие расходы и, следовательно, эти люди готовы потратить значительные суммы денег на захватывающие дух, великолепные, изумительные, волнующие и аутентичные впечатления. Грузия может предложить им не только исключительно такой продукт, но в совокупности ещё различные оздоровительные процедуры.

Грузия всегда славилась своими природными условиями и разнообразием природных целебных ресурсов на территории границы субтропической зоны, где расположены различные климатические ареалы. С юга территория страны окружена горами, а на востоке располагается Чёрное море. Сложный рельеф местности и разнообразие растительного мира, позволяют встретить на территории Грузии практически все типы климата, начиная от относительно сухих субтропических и тропических равнин, заканчивая горным климатом всех высотных поясов. Всё это может служить основой обилию морских и горноклиматических курортов.

Минеральные воды являются одним из основных видов курортных ресурсов, наряду с морским и горным климатом. В Грузии зарегистрированы почти все известные виды минеральных вод. Общее количество родников превышает количество в две тысячи разноплановых источников, из которых более 1700 являются естественными, и порядка трёхсот – это искусственно пробуренные скважины. Их общий дебит составляет около 120 миллионов литров в день. Наиболее распространёнными являются углекислотные минеральные воды, общий суточный расход которых составляет 60 миллионов литров. Расположение различных типов минеральных вод на территории Грузии обусловлено так называемыми структурно-геологическими и гидрохимическими особенностями геотектонических зон.

В Грузии также встречаются различные виды целебных грязей. Это псевдовулканическая грязь в Ахтале, или осадочные лечебные грязи илового типа на озере Кумиси, а также торф и сапропель обнаружены в Западной Грузии. Специализация любого курорта определяется имеющимся курортным фактором — природным целебным ресурсом, используемым для профилактики, лечения и медицинской реабилитации отдыхающих. В зависимости от того, какой природный лечебный ресурс является ведущим, курорты подразделяются на типы. В Грузии можно выделить пять основных типов:

1. Бальнеологический курорт (сейчас в Грузии 17 таких объектов);
2. Бальнеоклиматический курорт (13 курортов);
3. Климатически-бальнеологический курорт (26);
4. Климатический курорт (45);
5. Грязелечебницы (2).

В дополнение к традиционным курортным лечебным заведениям, в Грузии недавно появились современные спа-центры. Спа-процедуры оказывают освежающее, бодрящее и тонизирующее действие, поэтому цель любой процедуры — исцелить и расслабить тело. Продукты, используемые в спа-процедурах, разбавляют и поглощают токсичные вещества организма и, в конечном итоге, выводят их из организма. Они расслабляют мышцы, улучшают кровообращение и помогают регулировать обмен веществ. Процедуры значительно улучшают состояние и качество кожи, нормализуют физическое и психическое состояние, обеспечивают бодрость духа и хорошее настроение. Популярными грузинскими курортами являются: озеро Лопота, Кварельский Эдем, спа-центр Ани Симоне, Самраани, Биоли и другие.

Считается, что история виноградарства и виноделия началась на территории Грузии около восьми тысяч лет назад (подтверждённые археологические находки, подтверждающие это, датируются VI-V тысячелетием до н.э.). Естественно, что искусство виноделия неуклонно развивалось на протяжении этих тысячелетий. Поэтому, будучи особой и естественной частью грузинской нематериальной культуры, спа-индустрия тоже не смогла проигнорировать этот факт и активно использует энотерапию (лечение человеческого организма виноградным вином). Почти всем клиентам вышеупомянутых спа-центров предлагаются ванны с грузинским вином (в основном, используются вина из сорта винограда Саперави), которые чрезвычайно популярны среди велнес-туристов.

Особое внимание следует уделять эмоциональному равновесию и физической силе человека, чтобы иметь возможность обрести себя и сохранить спокойствие. Поэтому рационально реализуются другие дополнительные мероприятия, связанные со здоровым образом жизни, включаются в рацион традиционные полезные блюда грузинской кухни и экологически чистые продукты. Сейчас многие центры также сосредотачиваются на физической активности, привлекая к проектам известных тренеров по фитнесу, а некоторые также придают шарма, предлагая разучивать грузинские народные танцы.

Следует отметить, что в настоящее время люди повсеместно становятся осмотрительными и требуют убедительного научного подтверждения того, что им предлагают. Поэтому важно предоставлять достоверную, основанную на фактических данных рекламную информацию о ресурсах и разрабатывать отлаженную маркетинговую стратегию для привлечения туристов. Учитывая нынешнюю реальность, когда некоторые сценарии восстановления туристического сектора предлагаются организациями и институтами, вносящими вклад в сферу туризма на местном и международном уровнях, можно смело заявить, что Грузия с её скромными, но максимальными усилиями, путём развития лечебного и оздоровительного туризма, могла бы:

• Показать миру силу Грузии в сфере рекреации и экотуризма;
• Сосредоточьтесь на уникальном местоположении Грузии и её особых туристическо-рекреационных ресурсах;
• Продвигать сферу рекреационного и оздоровительного туризма как дополнительный актив страны;
• Предпринять дальнейшие действия по привлечению большего числа туристов;
• Помогать своему населению создавать больше туристических продуктов в целях укрепления здоровья и роста бизнеса в стране.

Турпродукт может включать в себя следующие мероприятия: прогулку по нетронутой природе или по климатическим курортам, которые обладают целебной функцией для излечения от различных заболеваний. Во время тура можно провести мастер-класс по йоге, чтобы в конце напряжённых и стрессовых условий, человек смог обрести покой и уравновешенное спокойствие на отдыхе. Туристам также может быть предложен гастрономический тур, в ходе которого они смогут отдохнуть не только на курортах, но и познакомиться с традиционными блюдами, характерными для местных регионов, попробовать их и увезти с собой на родину.