Как появился туризм.Тенденции мирового туризма.Виды туризма
Ежегодно многие миллионы людей устремляются на курорты, отправляются в путешествия, как по своей стране, так и за рубеж. Поездки на море, в горы, по интересным местам являются непременной частью жизни современного человека. К ежегодному отпуску готовятся, как правило, заранее, выбирая место для его проведения, а часто и спутников, с которыми можно поехать. Всё это уже стало своеобразным ритуалом, которому посвящают немало своего времени и усилий все, кому это по карману. А таких людей с каждым годом становится всё больше в связи с ростом благосостояния и расширением рядов среднего класса.
Если вкратце взглянуть на историю туризма, то мы увидим, что она уходит корнями в глубокую древность. Людей всегда и во все времена манили дальние, неизведанные страны, интересовала культура и быт других народов. Но в те далёкие времена туризм был уделом людей знатных и богатых, только они могли позволить себе неспешные многомесячные путешествия за тридевять земель.
Значительную часть туристов тогда составляли паломники по святым местам, которые воспринимали тяготы путешествий как благословение.
В средние века, с расширением контактов между странами, стали появляться популярные среди европейской знати места отдыха и лечения — морские и, говоря современным языком, бальнеологические курорты. Значительно развилась мода на путешествия в эпоху Ренессанса, когда образованность стала фактором, стимулирующим людей вырваться из своего привычного круга и узнать, что же есть там, за горизонтом.
В начале XIX века в некоторых странах начал развиваться туризм в современном понимании этого слова. Появились первые гостиницы и туристические бюро. Туризм стремительно стал набирать обороты. Этому способствовало улучшение транспортной системы, строительство железных дорог, появление пароходов. Наряду с популярным в то время отдыхом «на водах», морских побережьях и горах, начал развиваться спортивный туризм — катание на горных лыжах, альпинизм, велосипедные путешествия, пеший туризм, яхтинг и т. д.
После второй мировой войны резко расширилось число людей, имеющих возможность отправиться путешествовать. В 50-е годы XX века начался настоящий туристический бум.
Туризм в это время стал одним из важнейших факторов мировой экономики. Многое страны поняли, что туризм — это настоящая «золотая жила».
Инвестиции в туристический бизнес преобразили экономику тех стран, которые вовремя сориентировались и создали благоприятные условия для его развития. Благодаря этому, туристы теперь, как никогда раньше, имеют широчайшие возможности при выборе места и способа отдыха.
Тенденции мирового туризма
Международный туризм – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.
Туризм начал свое активное развитие в начале XXI века и индустрия туризма в настоящее время является наиболее динамично развивающейся отраслью хозяйствования. Туризм является одним из приоритетных направлением социально-экономического развития многих стран.
Число международных туристских прибытий растет с каждым годом несмотря на политические разногласия, санкции и общий рост мировой напряженности. Исследование Airbnb показало, что в списке приоритетов и показателей качества жизни многие считают путешествия даже более важными, чем покупка дома или автомобиля.
Желание путешествовать остается неизменным, несмотря на определенные факторы, мировые финансово-экономические кризисы, терроризм, длительными политическими конфликтами в некоторых регионах мира, войнами, стихийными бедствиями.
Мировой туризм демонстрирует устойчивый рост на протяжении трех десятилетий. Самое большое количество прибытий было достигнуто в 2016 г. и составило 1,2 млрд.
По прогнозам UNWTO эта цифра вырастет до 1,8 млрд к 2030 г. за счет туристов из стран с развивающейся экономикой. Прогнозы Всемирной туристской организации (UNWTO) свидетельствуют об ожидаемом росте количества международных прибытий в среднем на 3,5% в год, а число туристов возрастет на 4,5%.
Активное развитие международный туризм получил в странах Западной Европы. Около 75% мирового туррынка и 60% средств поступают именно в этот регион. Примерно 15% – США, около 10% приходится на Азию, Австралию и Африку.
Особую роль в активизации сферы туризма сыграли информационные технологии, которые обеспечивают активное взаимодействие потребителей туристических услуг, туроператоров, турагентов, отельеров, транспортных перевозчиков и иных участников данного сегмента рынка.
Все это помогает потребителям планировать и бронировать свои путешествия, а также делиться своими впечатлениями в режиме реального времени.
В последние годы потребители предпочитают составлять собственные маршруты, ориентируясь на свои предпочтения и интересы или на положительный опыт своих знакомых, отказываясь от покупки стандартных пакетных туров. Впечатления становятся объектом рыночных сделок.
Большинство российских туристов не представляют себе отдых в отеле без наличия бесплатного Интернета – 69 % респондентов считают бесплатный доступ к Всемирной сети самой важной услугой в отеле.
Стоить отметить, что развитие международного туризма активизирует такие сектора экономики, как строительство, транспорт, связь и др.; способствует формированию и развитию рекреационных зон, сельского хозяйства.
Предполагается, что к 2022 году Китай станет крупным рынком по выездному туризму в мире. Китайцы будут осуществлять 128 миллионов путешествий, обойдя США — страну, где жители чаще всего путешествует за рубеж. Рост прогнозируется весьма большой — 8,4% на протяжении 2017-2022 годов. Города Азии, США и Франция, возможно будут лидировать больше всех, так как уже готовы принимать китайских туристов.
Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), вклад сферы туризма в структуре суммарного ВВП всех стран за 2018 год составил более 10%.
По прогнозам экспертов совета, к 2028 году вклад туристской деятельности вырастет до 11,8%. По данным официальной статистики, каждое 10-ое рабочее место обеспечивает туристская индустрия. Основными работодателями в сфере туризма являются Индонезия, Китай, Индия, США.
По информации «International SOS» наиболее безопасными странами для туриста являются Скандинавские страны (Финляндия, Словения, Швейцария, Люксембург). В этом рейтинге по уровню безопасности страны разделены на 5 видов – незначительный, низкий, средний, высокий и экстремальный. Россия получила «средний» уровень опасности, наравне с Египтом, Мексикой, Турцией, Индией и Индонезией.
Всемирная туристская организация (UNWTO) представила статистические данные за 2018 г. по составу международных туристских потоков (таблица 1).
Россия не входит в десятку стран-лидеров по туристским посещениям.
Одной из распространенных причин для совершения международных путешествий является интересные культурно-зрелищные события. Выставки, концерты, спортивные состязания являются привлекательными для туриста.
Рейтинг российских туристов:
Виды туризма
Туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне.
Функции туризма
Туризм несет в себе много функций, среди них: оздоровительная, познавательная, просветительная, коммуникабельная, удовлетворение потребностей в смене впечатлений, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста, способствует рациональному использованию свободного времени людей, способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения, обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов.
Виды туризма
Лечебно-оздоровительный
Туризм в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека.
Культурно-познавательный
Культурно-познавательный (экскурсионный), туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают.
Деловой
Деловой туризм — это поездки сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий.
Сельский
Сельский туризм (агротуризм иди деревенский) — туризм с целью отдыха в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским.
Событийный туризм
Событийный туризм – это вид туризма ориентированный на посещение местности в определенное время, связанный с каким-либо событием.
Ностальгический
Ностальгический (этнический) туризм — путешествия на места своего рождения или родителей, своего исторического проживания, посещение родственников или изучение определенной этнической группы населения.
Гастрономический
Гастрономический туризм – путешествия с целью изучения местной кулинарии, ее особенностей и традиций, а также знакомство с необычными продуктами и способами их приготовления.
Научный
Научный туризм — тип туризма, целью которого является участие в тех или иных научных программах, как правило, без извлечения туристом материальной выгоды.
Спортивный
Спортивный туризм — это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Круизный
Круизный туризм – это путешествия людей водным транспортом.
Экологический
Экологический туризм (экотуризм) — путешествия с целью посещения мест с относительно нетронутой антропогенным воздействием природных территорий.
Религиозный
Религиозный туризм подразумевает знакомство с историей святых мест, жизнью и бытом святых, а также с церковным искусством.
Паломнический
Паломнический туризм – это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам. Главным элементом паломнического туризма являются экскурсии.
Образовательный
Образовательный туризм — туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.
Космический
Космический туризм — полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях, оплачиваются полеты из частных средств.
Приключенческий
Приключенческий туризм — вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг).
Транзитный
Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения.