Горнолыжный туризм: правила поведения на лыжных трассах и склонах

Горнолыжный туризм – это спортивный, экстремальный и комбинированный вид отдыха, который принадлежит к специальным видам туризма, содержащим такие элементы, как: спортивный, любительский, оздоровительный, экологический и рекреационный туризм. Горнолыжный туризм, как правило, требует специальной физической подготовки. Но и без особых спортивных навыков можно с удовольствием наслаждаться этим видом туризма, если соблюдать все правила и технику безопасности.

Горнолыжный туризм

Горнолыжный туризм с активным зимним отдыхом с каждым годом становится все более и более популярным в наших странах. Ряды любителей горнолыжного спорта и сноубординга непрерывно пополняются новыми поклонниками. Увеличивается и количество горнолыжных курортов для занятий этими видами спорта. Ни для кого не секрет, что для зимних курортов необходима развитая инфраструктура и отличное техническое оснащение. Это и разветвленная сеть современных канатных дорог, и техника для подготовки склонов, и оборудование для генерации искусственного снега, и разнообразный выбор вариантов размещения, и целая индустрия объектов питания и сопутствующих развлечений. В разных частях нашей страны есть горнолыжные курорты как «со стажем», так и относительно молодые. И те и другие находятся в постоянном развитии, и конкуренция между ними достаточна высока.

С приближением зимнего сезона вопрос «куда поехать?» задают себе тысячи отпускников. Жители наших необъятных стран чаще стали брать отпуска зимой, да и длинные новогодние каникулы позволяют уехать в горы на целую неделю. Сама по себе такая поездка довольно затратна, и каждый выбирает место отдыха в соответствии с возможностями своего кошелька. Недельная поездка в Альпы обходится в довольно кругленькую сумму, и далеко не каждый турист, а тем более целая семья с детьми, могут себе это позволить. Подходящий для зимнего отдыха горнолыжный курорт можно выбрать и в России или у ее ближайших соседей. И что немаловажно, он может находиться недалеко от места проживания. Ведь на стоимость поездки существенную роль играет удаленность курорта от дома.

Исторически и по своим природным данным центром развития горнолыжного спорта и туризма в России были, да и сейчас являются, Кавказские горы. Самые высокие в Европе во главе с двойной вершиной красавца Эльбруса (5642 м) и многочисленными четырехтысячниками, горы Кавказа привлекают любителей крутых спусков, свежайшего снега и целительного горного воздуха. Курорты в Приэльбрусье и на Домбае существуют уже более полувека и давно стали классикой горнолыжного отдыха. К сожалению, инфраструктура на этих курортах развивается не достаточно быстро.

Рассказать обо всех горнолыжных центрах России, количество которых к настоящему времени уже приближается к 205, в одной статье не представляется возможным, поэтому я сделал статью о наиболее характерных и наиболее популярных курортах, постаравшись дать при этом максимальный охват с учетом обширной географии страны.

История развития горных видов спорта

Как известно, горнолыжный спорт зародился в середине XIX века в Норвегии в окрестностях городка под названием Телемарк. Первоначально стиль катания так и назывался — телемарк. Его придумал норвежец Сондре Норхейм. Он во многом определялся конструкцией лыжных креплений: пятка ботинка не была жестко закреплена на лыже, а могла свободно перемещаться вверх. В повороте лыжник, сгибая ногу, выдвигал одну лыжу вперед, а другой почти касался коленом, сохраняя равновесие за счет центробежной силы. Следом за «телемарком» появилась техника спуска на параллельных лыжах, получившая название «христиания».

По мере развития техники спуска и конструкции лыж, увеличивалось и количество приверженцев скоростного спуска с гор. С начала ХХ века горнолыжники начали осваивать Альпы и провели первые соревнования. В программе первой зимней Олимпиады, состоявшейся во французском Шамони в 1924 году, соревнований по слалому еще не было. Лишь в 1931 году слалом и скоростной спуск были включены в программу Чемпионата мира по лыжам, а на Олимпийских играх дебют состоялся в 1936 году.

В России, а если быть точнее в СССР, увлечение горными лыжами началось в 30-е годы прошлого столетия. Причем этот вид спорта стал развиваться не в горных районах, а там, где настоящих гор в принципе не было. Таким местом в Москве стали Воробьевы горы. Тогда это была юго-западная окраина столицы, высотка МГУ еще не была построена. Над склонами, террасами спускающимися к Москве-реке, стояли два села — Воробьево и Потылиха. Крутой берег стал местом проведения тренировок и первых соревнований по слалому и прыжкам с трамплина. Здесь получали закалку спортсмены, впоследствии становившиеся чемпионами. Впервые первенство СССР по скоростному спуску состоялось в 1937 году. Его выиграл молодой горнолыжник с «воробьевки», ставший позднее одним из лучших российских фотографов-пейзажистов, Вадим Гиппенрейтер. А спустя два года, в 1939 году, он первым в истории совершил спуск на лыжах с восточной вершины Эльбруса.

Во второй половине XX века мир охватило увлечение новым направлением в катании на лыжах — фристайлом. Начинавшийся как произвольный стиль катания, к концу 80-х, он оформился в несколько спортивных дисциплин: могул, лыжная акробатика, лыжный балет и ски-кросс. В 1979 году при Международной федерации лыжного спорта (FIS) был создан технический комитет по фристайлу, после чего этот вид спорта начал включаться в международные соревнования, проводимые под эгидой ФИС.

В наших странах сноубординг стали осваивать в конце 80-х. С его появлением стало меняться представление не только о горнолыжном спорте, но и об активном зимнем отдыхе в целом. Хотя сноуборд и появился путем соединения двух лыж в одну, многие его апологеты считают, что он демократичнее лыж и больше ориентирован на молодежь, а горные лыжи — это занятие для более консервативной и возрастной части аудитории. И все же имеет место взаимное проникновение миров лыж и сноуборда. К примеру, можно сказать, что лыжное направление «нью-скул» появилось во многом благодаря сноубордингу.

С ростом числа поклонников катания на доске появилась потребность в создании сноу-парков с трамплинами, хафпайпами, рейлами и другими приспособления. Такие парки сейчас строятся на многих горнолыжных курортах.

В начале XXI века на своей родине в США сноубординг стал самым быстрорастущим по количеству поклонников среди зимних видов спорта: их численность там составила более 7 миллионов человек. По некоторым данным, сноубордисты составляют четвертую часть от общего числа любителей зимних видов спорта. В Австрии и Швейцарии занятия по сноубордингу даже включены в школьную программу по физической подготовке.

Классификация горных трасс: что это такое

Горнолыжные трассы отличаются уровнем сложности и поэтому у них разные специальные обозначения. Как правило, горнолыжные курорты обладают всеми категориями трасс, для того чтобы привлечь как профессионалов, так и новичков. Уровень сложности горнолыжной трассы отмечается особым цветом и делится на 4 категории: Зеленая трасса. Это простые и легкие спуски, которые позволяют начинающему горнолыжнику ехать по прямой траектории, при этом не набирая большую скорость.

Подобные трассы очень ухожены. Синяя трасса. Данные трассы сочетают в себе переменный рельеф и высокую крутизну, что делает катание более увлекательным. Здесь также отмечена тщательная ухоженность и полное отсутствие бугров, что делает эту трассу такой же безопасной, как зеленая. Синюю трассу предпочитают опытные лыжники, которые уже освоили технику поворотов большого радиуса и могут развить высокую скорость. Красные трассы. Данными видами пользуются опытные профессиональные горнолыжники, которые хорошо владеют техникой поворотов малого радиуса и без труда развивают высокую скорость. Эти трассы отмечены большой крутизной и отсутствием пологих участков, что делает её менее безопасной, чем синяя.

На них также иногда присутствуют недлинные крутые участки, спуск по которым может привести к нежелательным последствиям. Красные трассы ухожены, но к вечеру на них могут образовываться бугры, если в течение дня каталось много людей. Черные трассы. Такие виды предназначены исключительно для экспертов. Они отличаются узкими, не пологими местами, крутыми поворотами и резким перепадом рельефа. Чёрные склоны менее ухожены, чем другие и потому на них нередко встречаются бугры и крутой целинный снег. Во многих странах черные трассы носят специфические названия, которые, как правило, звучат зловеще. Например, в США находится трасса с названием «widowmaker», что в переводе с английского означает — создатель вдов.

15 лучших горнолыжных курортов в мире

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал» — эта цитата из песни Высоцкого лучше всего отображает, как нужно относиться к заснеженным (и не только) пейзажам. Даже если вы не любитель лыжного спорта и боитесь крутых склонов, горный зимний туризм — это сплошные плюсы: чистейший воздух, потрясающие виды и атмосфера непрекращающегося праздника. Если ваши познания ограничиваются только сочинской Красной Поляной — эта подборка лучших горнолыжных курортов мира будет очень полезной.

1. Мерибель, Франция

Фото: Antwon I/Unsplash.com

Небольшой курорт Мерибель находится в долине Тарантез во французских Альпах. К услугам гостей роскошные отели, магазины и более 600 километров трасс. Здесь обслуживают как новичков, так и лыжных профессионалов. А любителям природных пейзажей придётся по нраву вид с горы Мон-Дю-Валлон, вершина которой находится на высоте 2952 метров.

Цена ски-пасса: около €300 за 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: если вы хотите избежать толкучки, то поезжайте в январе. На трассах в этом месяце относительно тихо, а погода создает отличные снежные условия.

2. Червиния, Италия

Фото: Matt/Unsplash.com

Червиния находится на северо-западе Италии, в местечке Валле д’Аоста. Курорт славится своими красивыми заснеженными горами, захватывающим видом на Маттерхорн, оживленной ночной жизнью и широким выбором отелей и ресторанов на любой бюджет. Трассы, как правило, больше подходят для начинающих и средних лыжников.

Цена ски-пасса: около €204 за 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с конца декабря до начала апреля.

3. Ревелсток, Канада

Фото: Jonathan Woods/Unsplash.com

В пик сезона здесь обильно выпадает порошковый снег, который создаёт идеальные условия для множества зимних видов спорта. Но Ревелсток хорош и весной, когда вокруг открывается потрясающий ландшафт с ледниками и альпийскими чашами. Если вы ищете что-то особенное, то стоит съездить к горам Селкирк и Монаши, где открываются впечатляющие, ни на что не похожие виды.

Цена ски-пасса: около $569 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: глубокий снег — с декабря по февраль, потрясающие виды — весна.

4. Куршевель, Франция

Фото: chdphd/flickr.com

Наверное, самый известный среди россиян курорт. Куршевель предлагает более 600 километров трасс и 162 подъемников, которые подойдут как новичкам, так и продвинутым лыжникам. Здесь же расположено множество лыжных школ. Кроме снежных склонов, в Куршевеле широкий выбор вариантов отдыха на любой вкус. Курорт состоит из небольших деревень, так что можно как расслабиться в тихом и очаровательном Ле-Праз, так и провести время в роскошном шале.

Цена ски-пасса: приблизительно €256 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по март — отличные снежные условия. Меньше всего народу на склонах бывает в январе.

5. Вербье, Швейцария

Фото: SkiLaterally/flickr.com

Благодаря захватывающему дух ландшафту и безупречным лыжным условиям Вербье всегда был хитом среди европейских королевских особ. Это главный курорт Четырех Долин с протяжённостью трасс более 400 километров. А на вершинах склонов открываются невероятные виды на Мон-форт или Маттерхорн.

Цена ски-пасса: приблизительно €318 для взрослого 6-дневного абонемента.

Лучшее время для поездки: с конца ноября до начала мая.

6. Лех, Австрия

Фото: fmj200x/flickr.com

Традиционное альпийское очарование, уютные курорты и лыжные трассы мирового класса — вот что такое Лех. Здесь есть все, от сложнейших склонов до школ для начинающих, потрясающие пейзажи от живописных рек до заснеженных гор, а также очаровательные здания, церкви и шумные рынки. Неудивительно , что курорт был неизменным фаворитом принцессы Дианы, которая даже привозила сюда принца Уильяма и принца Гарри.

Цена ски-пасса: около €275 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: январь-март.

7. Банско, Болгария

Фото: Jarryd Wafer/flickr.com

На главном горнолыжном курорте Болгарии есть все необходимое для веселого и бюджетного лыжного отдыха. Здесь комфортное, но доступное жильё, недорогая еда и насыщенная ночная жизнь. Ну и, разумеется, красивые пейзажи, множество трасс любого уровня и быстрые подъемники.

Цена ски-пасса: приблизительно €130 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по апрель.

8. Вейл, Колорадо, США

Фото: Jean Estrella/Unsplash.com

Вейл — один из крупнейших горнолыжных курортов в мире. Особенно хорошо, что он подходит для любого бюджета: здесь и роскошные коттеджи, и шале с собственной кухней. Курорт состоит из трёх городов: Lionshead, Vail Village и Golden Peak. Местность известна также своими многочисленными ресторанами и барами.

Цена ски-пасса: около €569 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по март.

9. Церматт, Швейцария

Фото: Chris Holgersson/Unsplash.com

350 километров трасс, невероятный вид на Маттерхорн и соседство с итальянской Червинией — главные причины, почему Церматт является фаворитом среди любителей снежных склонов. Однако стоит отметить, что это достаточно дорогой курорт, не рассчитанный на скромный бюджет. Кроме лыжного спорта, Церматт предлагает вертолетные обзорные экскурсии.

Цена ски-пасса: приблизительно €358 для 1 взрослого на 6 дней и €409 для доступа к соседней Червинии.

Лучшее время для поездки: конец ноября — конец апреля.

10. Кортина, Италия

Фото: Pietro Rampazzo/Unsplash.com

Спрятанную в живописных Доломитовых Альпах Кортину часто признают одним из самых красивых курортов мира. В 1956 году тут прошли Олимпийские игры, и с тех пор уровень местных трасс только рос. Но то, что действительно отличает Кортину от других курортов — это мода и стиль. Здесь множество роскошных бутиков, а посетители, как правило, люди из околомодных кругов.

Цена ски-пасса: около €224 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по апрель.

11. Тинь, Франция

Фото: Robert Bye/Unsplash.com

Этот курорт выбирают любители острых ощущений и желающие попробовать целый ряд видов спорта. Кроме лыжных склонов, в Тинь едут за ледяным дайвингом в замерзшем озере или ради полётов на парапланах.

Цена ски-пасса:около €228 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: январь.

12. Аспен, Колорадо, США

Фото: Evan Wise/Unsplash.com

Кардашьяны, Кейт Хадсон, Джек Николсон, Кэтрин Зета-Джонсон и Майкл Дуглас — этих знаменитостей чаще всего можно встретить на зимних склонах Аспена. И неудивительно: нетронутые склоны, захватывающие дух пейзажи и гламурный состав посетителей выгодно отличает этот курорт от остальных. Но, в то же время, это означает, что Аспен — очень дорогой курорт, однако, если вы заядлый лыжник, то стоит хотя бы раз в жизни приехать сюда.

Цена ски-пасса: около $564 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по март.

13. Парк-Сити, Юта, США

Фото: JesseMichaelMarshall/flickr.com

Этот горный анклав принимал некоторые соревнования программы зимних Олимпийских игр-2002. На территории площадью свыше 7300 акров можно покататься на лыжах, сноуборде или даже снегоходе. Неподалёку множество красивых мест — например, можно записаться на однодневную поездку в оленью долину. Здесь также проходит кинофестиваль Sundance, так что во время визита можно встретить мировых знаменитостей.

Цена ски-пасса: около $714 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по март.

14. Риксгрансен, Швеция

Фото: Gustaf Emanuelsson/flickr.com

Идеально подходит для внетрассовых лыжников и сноубордистов. В Риксгрансене более 40 холмов для катания и исследования. Есть склоны для начинающих, санные трассы, маршруты для ходьбы на снегоступах. Единственная загвоздка в том, что погода в Риксгрансене довольно капризная. Иногда приходится ждать, прежде чем вернуться на склоны.

Цена ски-пасса: приблизительно €190 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: февраль-март, хотя из-за непостоянной погоды сезон может длиться до мая.

15. Бормио, Италия

Фото: Jiri P/flickr.com

Бормио находится в отдалении от цивилизации — трансфер от/до аэропорта может занять более четырех часов. Однако оно стоит того: когда вы подниметесь на склоны, сказочный вид очарует с первого взгляда и ни на секунду не оставит равнодушным. Регион также может похвастаться отличными снежными условиями — большинство трасс расположены на северо-западных склонах гор и поэтому, как правило, покрыты снегом в течение всего сезона.

Цена ски-пасса: приблизительно €135 для 1 взрослого на 6 дней.

Лучшее время для поездки: с декабря по март.

Современные требования к склонам для горнолыжного туризма

На горнолыжном курорте важнейшее значение придается склонам, предназначенным для катания. Они должны отвечать целому комплексу требований. Иметь разнообразные и правильно спрофилированные трассы. Желательно, чтобы курорт располагал полным спектром склонов — от простых и учебных до сложных и специально предназначенных для проведения соревнований.

Почти обязательным для современного курорта стало наличие сноупарка с хафпайпом, трамплинами, воздушной подушкой, рейлами и другими сооружениями для сноубординга.

Снежное покрытие на трассах требует постоянного внимания. Оно ежедневно или, если быть точнее, еженочно, обрабатывается с помощью специальных гусеничных машин — ратраков. Сейчас просто невозможно представить современный горнолыжный комплекс без ратраков. Современные ратраки совсем не похожи на те, которые появились на горных склонах более 80 лет назад. Сегодня это мощные многофункциональные машины, способные выполнить сложные и разнообразные задачи, а его водитель должен быть настоящим профессионалом.

Другое, ставшее уже практически обязательным для современного курорта оборудование, — системы искусственного снегообразования или, говоря проще, снежные пушки. Практически каждый современный горнолыжный курорт имеет в своем оснащении такие системы. Снежные пушки нужны для того, чтобы в малоснежные зимы подсыпать на трассы искусственный снег, а еще они позволяют открыть горнолыжные склоны до того как выпадет натуральный снег. Нужно лишь только, чтобы температура воздуха опустилась ниже нуля градусов.

Системы искусственного оснежения — это сложные инженерные сооружения с собственными водоемами и трубопроводами для подачи воды. Для создания искусственного снега используется два типа генераторов: снежные пушки и менее мощные снежные ружья. Снежные пушки мобильны, их можно перемещать на шасси или салазках, они способны производить до 150 кубических метров снега в час. Снежные ружья имеют производительность обычно не превышающую 25 кубических метров в час и расставляются на равных расстояниях вдоль основных трасс, чтобы обеспечивать равномерное напыление дополнительного слоя снега на всей их протяженности.

Вечернее освещение трасс тоже имеется сейчас на многих курортах для горнолыжного туризма. Особенно это актуально для северных регионов с коротким световым днем зимой.

Техника безопасности на горнолыжном склоне

Горнолыжный вид спорта весьма травмоопасен и сопровождается большим риском для жизни. Для того чтобы защитить себя от нежелательных последствий нужно следовать всем правилам безопасности и поведения на склоне, а также обладать необходимыми средствами защиты. Стандартные меры безопасности на горнолыжном склоне: Специальная ограда на опасных участках. Правильное помечание границ трасс.

Информирование о преградах на трассах. Маркировка и классификация трасс, а также их нумерование. Обозначение лавиноопасности трасс. Уведомления о правилах поведения на склонах в открытом доступе. Установление матов и сеток-ловителей на опасных участках. Все горнолыжные курорты должны быть обеспечены специальными службами, которые подготавливают трассы, службами спасения и лавинными службами.

Правила поведения туристов на склонах

Международная Федерация Лыжного спорта приняла особые правила поведения туристов на склонах, которые действительны во всем мире и направлены на устранение несчастных случаев. Они распространяются как на лыжников, так и на сноубордистов. Важно! Если нарушение правил поведения на склоне привело к столкновению, власти могут расценивать это, как нарушение уголовного и гражданского законодательства.

Правило 1. Уважайте окружающих. Каждый горнолыжник обязан уважать окружающих, не образовывать помехи на трассах и не подвергать других опасности.

2. Контролируйте скорость. Каждый турист обязан контролировать свою скорость во время спуска по склону. Помимо этого, он также обязан выбирать склон, учитывая свою физическую подготовку и опыт, следить за погодными условиями и численностью туристов на склоне.

Правило 3. Выбирайте маршрут. Каждый турист обязан выбирать маршрут и передвижение по нему таким образом, чтобы не подвергать опасности тех, кто едет впереди него. Во время столкновения на склоне виноват всегда тот, кто ехал позади.

Правило 4. Обгон. Лыжник или сноубордист может объезжать других с любой стороны, но при условии, что у обгоняемого достаточно пространства для маневров.

Правило 5. Выход на трассу и начало движения. Перед тем как выйти на склон, сноубордист или лыжник должен внимательно посмотреть по сторонам и удостовериться, что он не стал помехой для окружающих.

Правило 6. Остановка на трассе. Запрещается останавливаться за поворотами, перегибами и трудно просматриваемыми местами, если на то нет крайней нужды. Если лыжник или сноубордист упал в подобном месте, то он обязан как можно скорее уйти с трассы.

Правило 7. Подъем/спуск по трассе пешком. Спуск и подъем пешком можно осуществлять только по краю трассы.

Правило 8. Маркировка трасс. Каждый турист обязан соблюдать знаки и разметку, которые встречаются на трассах.

Правило 9. Оказание помощи. Если лыжник или сноубордист стал свидетелем аварии на трассе, то он непременно должен оказать всю возможную помощь пострадавшему.

Правило 10. Обмен координатами. Каждый лыжник или сноубордист, в случае если он становится участником или свидетелем происшествия, обязан предоставить спасателям свои координаты и всю необходимую им информацию.

Подъёмники на горнолыжных курортах

Без подъемников в наше время не обходится ни один горнолыжный курорт. Это одна из важнейших составляющих его инфраструктуры. И чем гуще и протяженнее их сеть, тем выше позиционируется сам курорт. В России самая разветвленная сеть горнолыжных подъемников находится в Красной поляне. Конечно, ей еще рано тягаться с крупнейшими альпийскими курортами, насчитывающими сотни километров канатных дорог. Для сравнения: на «Роза Хутор» в Красной поляне подъемники объединяют 77 км трасс, а в Трех Долинах во французских Альпах общей сетью подъемников связано 600 км горнолыжных трасс.

Основные типы подъемников

  • гондольные,
  • фуникулеры,
  • кресельные и буксировочные.

Еще они характеризуются

  • протяженностью,
  • перепадом высот между нижней и верхней станциями,
  • скоростью подъема
  • пропускной способностью, измеряемой в человеко-часах.

Гондольная канатная дорога

Это один из наиболее удобных типов горнолыжного подъемника. Подвесной канат движется по кругу, а кабинки накапливаются в специальном отстойнике и по мере необходимости цепляются к канату. Обычно кабины имеют вместимость от 4 до 6 человек, но могут быть и больше. Двери гондолы закрываются автоматически, а лыжи и сноуборды помещаются в специальные карманы снаружи. Надежность такого подъемника сочетается с высокой производительностью и комфортом для пассажиров, которые полностью защищены от ветра.

Маятниковая канатная дорога

Это разновидность гондольного подъемника, только кабины здесь жестко прикреплены к тросу и их всего две. Они двигаются навстречу друг другу. Такие канатные дороги используют на сложных рельефах местности. Чтобы обеспечить хорошую пропускную способность, кабины на маятниковой дороге могут вмещать до 100 человек и более.

Фуникулер

Редко встречающийся тип подъемника. Представляет собой вагон, движущийся по рельсам, который тянет за собой канат. Таких вагонов, прикрепленных к разным концам каната, два — один движется вверх, другой вниз. Вместимость вагонов достигает 150 человек.

Кресельная канатная дорога

Канатно-кресельные подъемники доставляют пассажиров в креслах, которые подвешиваются к канату. Крепление кресла к канату может быть фиксированным, и тогда кресло все время движется вместе с канатом или с отцепляемым зажимом, когда кресла стоят в специальном отстойнике, и начинают движение с канатом в нужный момент. Количество пассажиров в одном кресле обычно варьируется от двух до шести. Встречаются подъемники и на большее количество пассажиров, а на старых подъемниках может быть и одноместное кресло. Для большего комфорта пассажиров в оснащение кресел добавляют подогрев сидений и большие прозрачные колпаки, защищающие от ветра.

Бугельная канатная дорога

Бугельный подъемник — опорная канатная дорога, которая буксирует пассажиров, стоящих на лыжах, с помощью троса, двигающегося по кругу. По количеству посадочных мест различают одно- («тарелка») и двухместные («швабра») бугельные дороги.

Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»

Безопорный подъемник используется для транспортировки катающихся на коротких склонах, и имеют длину не более 100 метров. Устанавливаются на учебных или детских склонах. Лыжники для передвижения просто захватывают трос руками. Канатные дороги такого типа просты в монтаже и эксплуатации.

Ленточный подъемник

Представляет собой движущуюся гибкую ленту, стоя на которой, лыжники перемещаются вверх, как на конвейере. Ленточные подъемники, как правило, обслуживают детские зоны.

Чем отличаются горнолыжные трассы

Для России выработаны собственные требования к классификации горнолыжных трасс. Эти требования в основном соответствуют международной классификации, хотя критерии оценки в разных странах могут различаться.

В России принята система , классифицирующая трассы по четырем категориям сложности. Они обозначаются четырьмя разными цветами:

  1. зеленым
  2. синим
  3. красным
  4. черным.

Различия горнолыжных трасс по сложности

  • «Зеленые» трассы с уклоном величиной 5-15 % и шириной 15-20 м предназначены для начинающих лыжников и сноубордистов. Рельеф у них простой, с равномерным небольшим наклоном и большой площадкой для остановки. Наличие опасных участков на такой трассе не допускается. Снежный покров должен быть хорошо обработан и не иметь оголенных мест.
  • «Синие» трассы относятся к низкому уровню сложности. На них уклон может достигать 25 %, а ширина трассы находится в интервале от 20 до 40 метров. Рельеф несложный и разнообразный, допускаются переменяющиеся легкие и разнообразные наклоны.
  • «Красная» трасса (уклон до 40 % ширина 30-40 м) относится к среднему уровню сложности. Она ориентированы на хорошо катающихся лыжников и сноубордистов. Рельеф у нее разнообразный с легким и средним уклоном и не очень резкими по углу наклона участками. Допустимо наличие нескольких крутых мест. Профиль — разнообразный без резких границ и боковых наклонов. Допускается наличие нескольких не очень сложных участков.
  • «Черным» цветом обозначаются трассы самого высокого уровня сложности (уклон свыше 40 % при ширине 35-40 м). Ее рельеф наиболее разнообразен с легким, средним и большими углами наклона. Крутизна отдельных участков может достигать 60 %. Также допустимы резкие боковые наклоны. Опасные участки обязательно должны быть огорожены защитными сетками и матами. Черные трассы не всегда обрабатываются ратраками и часто бывают сильно бугристыми. Трассы предназначенные для могула, как правило, имеют черную маркировку.

Для всех категорий трасс пропускная способность канатной дороги не должна превышать пропускной способности самой лыжной трассы. Уклон определяется в % от 45 градусов.