Лодки для сплава и рыбалки по рекам
Большинство рыбаков понимает, что отплывать надолго от берега можно только на проверенной технике. В данном случае подбираются лодки с крепким днищем и надежным подвесным транцем.
Средство для сплава по руслу реки, в первую очередь, максимально легкое и грузоподъемное.
На деле оно нагружается снаряжением, провизией и несколькими пассажирами, управляющими судном. Так как быстрые русла рек опасны, а в некоторых местах есть тяжелейшие шиверы, перекаты и плесы, дно средства для сплава должно не принимать ущерб от возможных препятствий.
Большое значение при выборе такого вида транспорта определяется высотой борта. Подойдет высота в 40 сантиметров. Данные условия для туристического плавстредства применимы на неспокойной воде.
Лодка для сплава по нормативам вмещает минимум 3 человека, однако в путешествие по реке профессионалы отправляются иногда вдвоём. Команда, задействованная в процессе спуска по реке, обязана укладывать общие и личные вещи в специальные мешки, которые не пропускают влагу, экономят место.
К шлюпкам для сплава нужны крепкие байдарочные весла. С такими устройствами для гребли слаженная команда даже из дюжины человек справиться с крутым порогом.
Правильное транспортное средство для спуска по реке устойчивое. Опрокидывают такие плоты только на крутом течении . Но с учетом легкого веса конкретной лодки, переносить по берегу любую модель для экспедиции можно даже одному человеку. Плавсредства достаточно легкие.
Отправляясь в экспедицию, убедитесь в том, что вы сможете чинить пробоины в плавильном средстве без задержки времени. Хватит 20 минут, чтобы залатать дырку от камня или торчащей острой ветки.
Лодки для сплава иногда используются министерством чрезвычайных ситуации. В тех случаях, когда необходима компактная, легкая и прочная лодка — данный экземпляр незаменим. Тем более, что привести в «боевую» готовность толковый плот реально за 10-15 минут.
Любое средство для экспедиционного сплава продается в упаковке. Сиденья в таких моделях выполнены либо из обработанной фанеры или из покрытого специальным материалом пластика. Возможно заказать и надувные сиденья, а также отказаться от них вообще.
Выбирая материал для лодки, останавливается между ПВХ и резиной.
ПВХ
-
- Данный материал является пиком технологического прогресса. Используемый в производстве лодок для сплавов, он достаточно легок. Удобно в пешей транспортировке переносить любое плавсредство, потому что ПВХ в разы легче резины. Имея небольшую команду для путешествия, моторка из ПВХ подойдет лучше всего. Ее вес и прочность подходит для установки любого мотора. Если отказаться от жесткого пола, то удельный вес будет любой лодки из ПВХ будет минимальным.
-
- Лодки из ПВХ изготавливается под мотор, а также под весла. Как и резиновые, они имеют классический навесной транец.
Резиновая
-
- Несколько десятилетий люди пользуются резиновыми плавсредствами. Некогда это был инновационный материал для изготовления лодок, однако, на сегодняшний день резина — это материал прошлого века
-
- Резиновые лодки, при должном обращении, прослужат более десятка лет. Конечно, прорезиненный материал намного тяжелее ПВХ, да и прочность ниже.
-
- Из-за коэффициента прочности для сплава данный материал в конструкции неуместен. Главная опасность быстрой реки — это подводные камни. Именно они могут нарушить любое дно без усиления.
-
- Из-за таких характеристик резины стоимость обычной лодки гораздо ниже, чем популярных новомодных.
Основная масса лодок, говоря технически, производится из эластомеров и пластомеров. По сути, это соединение неопрена с резиной.
Данная ткань отлично подходит для для резиновых лодок, шлюпок. Эти плавсредства покрываются бумажной тканью, резиной с неопреном. Симбиоз данных материалов не случаен. В совокупности они отлично противостоять воздействию морской соли, бензину. Плюс ко всему, данный материал имеет малую себестоимость.
Выбирая средства для сплава, заботьтесь о безопасности людей, а также о сохранности здоровья каждого члена экипажа. Присмотрев надувное транспортное средство, обратите особое внимание на качество выполнения швов. Они должны быть проклеенный множество раз, потому что имеют постоянную критическую нагрузку. Выбрав понравившуюся модель, попросите продавца-консультанта накачать баллоны и всем весом встать на них. Так вы можете проверить плотность шва и нужное давление.
Виды лодок для сплава
Прежде чем выбирать нужную модель для сплава, важно иметь представление о типах соответствующих судов.
К таким типам относят:
- обыкновенную резиновую
- надувную байдарку
- суда из ПВХ и прочих современных материалов
- катамараны
- рафты
1. Надувная резиновая модель считается классикой. Она чрезвычайно популярна у охотников и рыбаков, туристов-водников. Она относительно дешева, функциональна и неприхотлива. Это доступный вариант для сплава. 2-4 местной резиновой лодкой обзавестись не сложно.
Если река течет по равнине, а берега пологие, она становится надежным средством передвижения по воде. Не подходит для сплава по порожистым рекам. Легко повреждается острыми предметами в воде или на берегу.
2. Лодка из современных материалов (ПВХ, лавсан и пр.) прочнее, чем резиновая. Ей не страшны каменистые берега, коряги и пороги. В конструкции таких плавстредств много усовершенствований, недоступных резиновым. Из нескольких однотипных резиновых и ПВХ судов конструируют плот увеличенных размеров.
Путем дополнительных надувных частей на прямых участках бортов, в носовой или кормовой части изменяются габариты. Покрытие таких лодок не портят солнечные лучи, бензин и масло. Давление в баллонах в сравнении с резиновым судном выше.
3. Надувной катамаран – приемлемый вариант для компании, перевозки снаряжения, продовольствия и вещей путешественников. Однако, ему проблемно проходить по узким речным участкам.
Для катамаранов характерны незамкнутые борта, когда баллоны, называемые поплавками, параллельны друг другу на некотором расстоянии. При этом они соединяются жесткой платформой или эластичным днищем, дополненным жестким настилом.
К лодкам катамаранного типа относятся и те, у которых оба поплавка скреплены по длине и соединены гибким днищем. У них носовая и кормовая части днища загнуты вверх, образуя козырьки. В катамаран иногда превращают надувные байдарки. Для этого поперек они скрепляются жесткими конструкциями.
Любители комфортного и неспешного сплава по спокойной реке соединяют катамараны, получая плот для сплава. Такого же эффекта добиваются, закрепляя между катамаранными поплавками дополнительные надувные баллоны.
Катамаран непревзойден по устойчивости и грузоподъемности. В то же время перегружать не стоит. Это облегчит управление и добавит комфорта.
4. К числу самых универсальных сплавочных средств относится надувная байдарка.Она подходит, чтобы сплавляться парой. Они отличаются конструкцией, характеристиками и легкой управляемостью. Однако, требуют подготовленных гребцов в силу способности легко переворачиваться.
Оправдывают себя на реках с сильным течением и при сплаве в горах. Корпус у них вытянутый и с двух сторон остроконечен. Подходят для непродолжительных путешествий и спортивных состязаний на воде.
В них используют по несколько баллонов с каждого борта. Это делается для устойчивости и надежности. При этом выигрывается полезная площадь кокпита и увеличивается надводный борт.
5. Рафты – лодки в виде надувных плотов, подходящих для сплава групп новичков под руководством инструктора. Устойчивость и надежность рафта помогает проходить бурные реки и пороги. Главное его предназначение – спортивные сплавы по горным рекам.
У него, ставшее классическим, овальное очертание корпуса, нос и корма приподняты. Вместе с бортами они препятствуют заливанию экипажа водой. Надувные банки-скамейки пришнуровываются к бортам или вклеиваются в них. Для крепления багажа или фиксации ног гребцов устроены прочные петли.
Пластиковый протектор защищает борта при ударах о камни. С внешней стороны бортов устроены леера из прочного троса, с помощью которого переносят рафт. Также они нужны для удержания людей, оказавшихся за бортом.
В сплаве нужен тент над головой против палящего солнца и дождя. Если комплектностью изделия не предусмотрена непромокаемая сумка для нужных в путешествии вещей, ей стоит обзавестись. Обязательно с собой нужен соответствующий комплект для устранения повреждений и запасной ножной насос.
При этом важно тщательно проверить целостность баллонов с воздухом. Эта процедура предупредит возможные неприятности во время сплава.
К недостаткам относят худшую, чем у лодок с жестким корпусом управляемость, малую комфортабельность и скорость.
Достоинства лодок ПВХ
-
- Простота хранения лодок ПВХ. Резиновую лодку перед хранением нужно тщательно отмыть, как следует просушить, обсыпать тальком и хранить, по возможности, развернутой, в частично накаченном состоянии, чтобы лодка не сгнила и не покрылась плесенью. С лодкой ПВХ никаких таких проблем нет, свернул и положил на хранение до весны: в гараж, на лоджию, в подвал. Температура хранения лодки ПВХ от -40 до +50 градусов. Резиновую лодку желательно хранить при температуре от -5 до +35 градусов.
- Лодки ПВХ более устойчивы к разрывам и истиранию. Ткань ПВХ по своей структуре более плотная и грубая, поэтому лучше выдерживает механические воздействия. Прорезиненная ткань резиновой лодки плохо сопротивляется продольным разрезам, поэтому резиновую лодку нужно беречь от острых веток, коряг, острых камней и осколков стекла.
-
- Швы лодок ПВХ значительно прочнее и эстетичнее швов резиновых лодок. Швы являются самым слабым местом резиновой лодки, для их усиления швы обклеивают специальными лентами, поэтому выглядят они значительно менее эстетично. И несмотря на усиление швов лентами, прочность швов резиновой лодки все равно хуже, чем у лодки ПВХ. Прочность швов на разрыв у лодки ПВХ 3,5-4,5 кг., у швов резиновой лодки 0,5 кг.
- Баллоны лодок ПВХ держат более высокое давление, их рабочее давление 0,3, у резиновых лодок рабочее давление 0,15. Давление в баллонах резиновой лодки нужно тщательно контролировать, иначе при жаре, перекаченные баллоны могу разорваться, такое может особенно случится со старой лодкой, прослужившей своему хозяину много лет. С лодкой ПВХ такого не случается.
- Лодки ПВХ имеют меньший вес, чем резиновые надувные лодки. Особенно чувствительным этот момент становится, при надувной лодке больших габаритов.
- Ткань из которых изготавливаются лодки ПВХ намного практичнее прорезиненной ткани. Она не гниет, не подвергается воздействию грибков и бактерий, не впитывает влагу, не боится морозов, ультрафиолета.
- Лодки ПВХ хорошо подходят для использования с мотором, так как ткань ПВХ не боится контакта с нефтепродуктами: бензином, машинным маслом.
- Производители ткани ПВХ выпускают более 20 цветов и оттенков своих тканей, что позволяет дизайнерам и конструкторам лодок ПВХ создавать красивые и эстетично выглядящие лодки под любой вкус своих клиентов.
- Лодки ПВХ считаются более безопасными, даже в случае прокола баллона лодки, воздух из баллона лодки ПВХ выходит значительно медленнее, оставляя хозяину лодки больше времени на принятие мер по спасению лодки и имущества, находящегося в лодке. Резиновые лодки тонут быстрее.
Недостатки лодок ПВХ
-
- Лодки ПВХ, из-за большей жесткости материала, при складывании занимают больший объем. Резиновая лодка, такого же размера, в сложенном виде будет занимать меньше места, чем лодка из ПВХ ткани.
- Поздней осенью, при отрицательных температурах, при сворачивании лодки ПВХ, часто возникают сложности, из-за того что ткань лодки грубеет, становится жесткой и тяжело сворачивается. Хотя говоря про этот недостаток, следует отметить, что очень мало кто пользуется лодкой при минусовых температурах, большинство владельцев пользуется надувной лодкой при температуре окружающего воздуха выше 15 градусов.
- Ремонт лодки ПВХ считается более сложным по сравнению с ремонтом резиновой лодки. В первое время после появления первых лодок из ПВХ ткани, владельцам таких лодок было очень сложно найти клей и ремонтный набор для починки своей лодки. В настоящее время вместе с каждой лодкой из ПВХ материала в комплекте идет клей и набор заплаток, для ремонта проколов и порезов в полевых условиях. Кроме того, по объявлениям можно найти мастеров в вашем городе, которые могут качественно починить вашу лодку ПВХ, устранив любые проблемы с вашей лодкой.
- Лодка ПВХ, как правило, стоит значительно дороже резиновой лодки. Хотя в последнее время цены на лодки ПВХ практически сравнялись с ценами на резиновые лодки.
- Материал ПВХ ткани может быть легко прожжен сигаретой или угольком от костра, поэтому при пользовании лодкой нужно быть аккуратным и внимательным, особенно если вы курящий человек.
Эксплуатация
Модели типа лодки пвх комбат 335 , плавающие благодаря накачанным в баллоны воздуху, требуют внимания при эксплуатации. Это в первую очередь касается причаливания и отхода. Поспешность и невнимательность при совершении этих маневров приводит к повреждению надувной оболочки камнями, осколками стекла, острыми обломками веток и корягами.
Поэтому причаливать к берегу и отходить нужно, двигаясь против течения, используя спокойные заводи. При сильном ветре и волнах это делается только на мелководье, когда берег покрыт песком или галькой. В таких ситуациях двигаются медленно, внимательно вглядываясь в воду. Таким же образом лучше плавать в незнакомых и засоренных торчащими ветками водоемах.
У надувных плавсредств малая осадка и корпус, обладающий парусностью. При этом сильный ветер, дующий с берега, нагоняет волны. Это создает проблемы в управлении, которую лучше ставить носом или кормой к волне. На реках волны по высоте не превышают полуметра, но известны случаи, когда во время весеннего половодья достигают метра.
В таких условиях разумнее – держаться у берега или переждать непогоду на берегу. Избегать плавания в темноте или в тумане вблизи фарватера. Если обстоятельства вынуждают делать это, использовать сигнальный электрический фонарь и внимательно прислушиваться к звукам на воде. Это позволит избежать столкновения с другими судами.
Внимания требует поведение в лодке. Здесь не следует допускать крена. Меняться местами только вблизи берега. Двигаться в ней надо неспеша, находясь ближе к центру. Перебираясь из одной лодки в другую без резких движений.
Чтобы предупредить неприятности во время сплава принимаются профилактические меры. Нельзя отправляться в путь без комплекта материалов и инструментов для устранения повреждений надувного корпуса:
- куски материала, из которого изготовлена лодка
- клей для соответствующего материала с непросроченным сроком годности и инструкцией о применении
- нож и ножницы
- рулон плотно прилипаемой изоленты
- пару десятков метров прочного скотча
- наждачная бумага, чтобы обрабатывать склеиваемые поверхности
Кроме того, стоит запастись достаточным количеством прочного и легкого троса.
Следует внимательно проверить техническое состояние и комплектность выбранного водного транспорта, весел. В обязательном порядке обеспечить членов команды спасательными жилетами соответствующих размеров.