13

Индия и Непал глазами автомобилиста

За месяц перемещений по Индии и Непалу по автодорогам этих стран я проехал примерно 1 000 км пассажиром и чуть больше сотни километров сам, на скутере.

Перед поездкой многие пугали меня хаосом на азиатских дорогах. Действительность оказалась неоднозначной, хотя и ни разу не страшной. Но обо всем по порядку.

38 фото

Индия и Непал глазами автомобилиста

Автор фотографий и текста Андрей Енькин

Первое впечатление — адская какофония гудков. Бибикают все, по любому поводу, и поездив пару дней, становится понятно, зачем. Про то, что на дорогах тут хаос — в целом правда. Понятие приоритета проезда перекрестков и вообще приоритета практически отсутствует. Поэтому можно творить на дороге любую хрень, но перед этим к происходящему надо привлечь внимание. Неважно как — маханием руками, фарами или, вот, гудком. Дикость с одной стороны, но с другой, соблюдение этого правила исключает аварии из серии «ехал, не заметил, врезался».

Индия и Непал глазами автомобилиста

Наша реакция «ты щас добибикаешься» в этих реалиях способна довести до трясучки, но, слава богу, быстро проходит. Здесь, наоборот, на задних бортах грузовиков размещают надписи с призывом «бибикай громче».

Индия и Непал глазами автомобилиста

При всем тотальном зажимании, подрезании и непропускании друг друга, на дороге нет той всеобщей ненависти, которая процветает у нас. Понятие «дорожных разборок» с битами и стрельбой из травматов отсутствует в принципе. Максимум — обругать друг друга могут.

Катманду, Непал. Очередь на светофор. Хорошо видно соотношение числа двух- и четырехколесных повозок.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Светофоры в Катманду не работают никогда. В частности, потому, что днем в городе нет электричества. В домах и магазинах свет берется от дизель-генераторов или аккумуляторов, с освещенностью улиц не очень. Регулировкой фар никто не заморачивается, поэтому глазам на дороге приходится непросто.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Вместо светофоров на крупных перекрестках оборудованы места для регулировщиков. Палка регулировщика не полосатая, а двухцветная — может светиться красным или зеленым. Участники движения кое-как следуют сигналам, но в целом всем пофигу.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Понятие «пропускать пешеходов» отсутствует. Зато есть обычай бибикнуть при приближении пешеходу, идущему вдоль дороги. Пешеходам привычно пофигу. Где-то в центре кадра — типа, пешеходный переход. Через короткое время я привык переходить дорогу просто напролом, поднимая руку для привлечения внимания.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Вот местный, популярный в народе аналог Жигулей, он же — самая популярная модель такси. Состояние машин — ужасное, как они ездят — загадка. Поездка длиной в 10 км стоит в пересчете на наши деньги 150 рублей, торговаться начинают с 400, но это все равно, наверное, дорого, потому что для туристов. Рентабельность хач-такси азиатам даже не снилась из-за цен на топливо, но об этом позже.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Белая букашка — такси на 8 человек с багажом. Для представления о размерах рядом Тойота Лэнд Круизер. Кстати, таксисты часто просто кидают чемоданы на крышу, на привязывание забивают.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Маршрутка. Чтобы увезти побольше народа, чувак, торчащий из окна, хорошенько утрамбовал пассажиров руками перед тем как закрыть дверь:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Расстояние между машинами в кадре — совершенно обычное для местного движения. Большинство машин ездят слегка помятыми, но, что интересно, чем дороже тачка, тем реже такую можно встретить с повреждениями.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Про Непал отмечу еще то, что в автопарке преобладают машины марки Suzuki, собираемые в Индии под локальным брэндом Maruti. Еще много Хендай Тушканов и, внезапно, Лэнд Роверов, причем всего модельного ряда — от Фрилэндера до Рейнджа. В Индии автопром разнообразнее, есть все, кроме, разве что, американцев. Интересно, что многие мировые марки собираются в Индии под локальными брэндами, указывая их парой, типа Renault Mahindra Logan, Suzuki Maruti Vitara и т.п. Автопарк Непала довольно старый, в Индии посвежее, но судя по количеству строящихся автосалонов — в «курортной» Покхаре я насчитал не меньше десятка — Непал в ближайшие годы догонит Индию по количеству и качеству нормальных машин.

В Катманду, катаясь в такси, побывал в ДТП. Перестраиваясь перед перекрестком, пожилая Тойота притерла нашу пожилую Сузуки. Таксист открыл окно, погавкался с джиповодом на своем языке, тот, походу, послал его нафиг и встал на светофоре поодаль. Наш таксист на перекрестке начал что-то втирать регулировщику, показывая руками на джип, когда все поехали, догнал джип и прокричал ему что-то типа «Я менту заявил что ты свалил с места ДТП». Оба остановились, вышли, о чем-то перетерли между собой и поехали дальше. На такси осталась царапина с вмятиной с ладонь, уже далеко не первая.

Дороги, особенно в горах, узкие. На фото — трасса между двумя крупными непальскими городами, федеральная. В Непале, в Гималаях дороги еще и очень красивые.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Индия и Непал глазами автомобилистаПеред входом в поворот принято бибикать. Также бибикают когда места для обгона не хватает, но очень надо (на фото скорость машин порядка 50 км\ч):

Индия и Непал глазами автомобилиста

Вообще что в Непале, что в Индии, много мелких ДТП, но по крупным авариям страны далеко не на первом месте. Впрочем, эпик фэйлы (epic fail — «сокрушительный провал») иногда случаются (на фото не видно, но за синим грузовиком в канаве валяется еще один, перевертыш):

Индия и Непал глазами автомобилиста

Непальские дальнобои украшают кабину внутри настоящими живыми цветами.

Топливо в Непале стоит примерно 35 наших рублей за литр. По сравнению с местным уровнем доходов это очень как дорого. Для сравнения, чашка чая с молоком и специями в придорожном кафе для туристов

стоит 20 рублей, а в кафе для местных мы на 45 наших рублей попили чая с булочками втроем.

Непальцы не особо довольны таким раскладом, и как раз в день когда мы возвращались из джунглей в Катманду, устроили митинг с перекрытием дороги. Местная оппозиционная партия собрала посреди дороги народ и поставила табуретку. На табуретку время от времени забирался активист и кричал речевки. В толпе нашелся англоговорящий журналист, которого я спросил, надолго ли это тут. «Час потусим, и откроем дорогу» — ответил тот. И действительно, ровно через час все поехали.

Индия и Непал глазами автомобилиста

В Индии бензин еще дороже — около 40 руб\литр.

Поскольку автопарк весь праворульный, модельный ряд не похож на европейский. То есть, под привычным нам названием может продаваться совсем другая машина, или встретиться кузов, которого в леворульном исполнении не существует. Форд Фиеста седан, например:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Или седан Опель Корса:

Индия и Непал глазами автомобилиста

В Дели в пробках продают цветы:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Индийцы и непальцы в большинстве своем глубоко верующие. Очень многие оборудуют машины амулетом из лимона и зеленого перца. Его принято вешать на бампер или решетку радиатора:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Непальцы, которые в большинстве своем буддисты, часто устанавливают на торпедо молитвенный барабан на солнечной батарейке. А вот у нашего таксиста в Гоа был универсальный иконостас — с Буддой, Христом и индуистским богом Ганешей в общей композиции:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Отдельно надо рассказать про индийских дальнобоев и межрегиональные автотрассы. Грузовой автопарк состоит преимущественно из древних бескапотных грузовиков «Тата» и «Ашок Лейланд». Аналог в наших реалиях — это, пожалуй, дагестанские «Камазы», на которых привозят арбузы. Большую часть грузов перевозят на машинах с бортовой платформой и тентом, нагрузив их доверху и еще столько же сверху.

На индийских автострадах встречаются и полуприцепы чудовищных размеров с железными стенками. Кабина грузовика устроена по принципу «кто что наколхозил». Говорят, грузовик можно купить в виде рамы с мотором, а кабину сообразить самому.

Индия и Непал глазами автомобилистаКачество индийских дорог — так себе, примерно как у нас. Исключение — Гоа, где правительство, озабоченное комфортом туристов и имиджем штата, содержит дороги в отличном состоянии. На дорогах, даже многополосных асфальтовых, столбом стоит пыль. Свет ночью никто не переключает, все тупо идут с дальним, что в связке с пылью утомляет глаза не хуже наших ночных снегопадов.

На дорогах кое-где еще остались указатели в английском колониальном стиле, но в целом знаки похожи на международные, все названия дублированы на латинице:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Скорости на трассе небольшие, редко кто гонит больше сотни. Штраф за превышение примерно 1 500 наших рублей, но всегда можно разойтись на месте — по уровню коррупции Индия не уступает России. Привычных нам полицейских засад я не видел, но патрули на дороге встречаются. Говорят, полицейские с нарушителем особо не церемонятся, и если тот начинает качать права, сначала отоваривают дубиной, потом разбираются, и это, как бы, в рамках полномочий. Поэтому полицейский в Индии — человек уважаемый.

300-километровый перегон считается дальней дорогой. В один из таких ночных переездов мы остановились на стоянке для дальнобоев с обычной для такого места инфраструктурой. Кафе:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Здесь делают невероятно вкусный экспрессо с молоком и какую-то выпечку, продают фрукты. Да, пробовал. Нет, не отравился:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Это мотель — беседка, в которой за деньги можно поспать хоть и на полу, но под крышей:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Погода хорошая, за бортом примерно +18, поэтому клиентов у мотеля мало. Все дальнобои заодно с пассажирами автобусов спят под открытым небом, на стоянке. Вон там, за черной Тойотой:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Кстати, об автобусах. В Индии я открыл для себя устройство под названием слипербас — sleeper bus, спальный автобус. Он снаружи как автобус, а внутри как плацкартный вагон, с той лишь разницей, что полки расположены не поперек, а по ходу движения.

Нам достался хороший новый автобус, в нем, помимо кондиционера с регулировкой обдува, была розетка (которую посреди дороги потом выключили) и телевизор. Полка была сразу с подушкой под голову. На неровной дороге и в поворотах штормит в такой повозке даже на нижней полке, на верхней, наверное, вообще джаз. Но спать получается удобнее чем в обычном автобусе, согнувшись на сиденье буквой зю. Задора аттракциону может добавить еще то, что 2\3 мест в автобусе — сдвоенные, то есть существует не иллюзорный шанс разделить автобусное ложе с индусом:)

Индусы в массе своей разгильдяи. Водитель нашего автобуса вместо подписи в путевом листе написал «Шива», как бы намекая, что если, мол, не доедем — на все воля божья.

Индия и Непал глазами автомобилиста

И в заключении про Гоа и перемещение по местным окрестностям. Поскольку практически в любом месте побережья в радиусе 40-50 км есть что посмотреть, имеет смысл брать мопед или, кто умеет, мотоцикл. Дают их всем. Если не умеешь ездить — не беда, просишь взять и отъехать за угол того, кто умеет, там учишься.

Такой расклад означает, что на дороге помимо местных, хаос усугубляют туристы, которые за рулем в первый раз, или пьяные, или обкуренные, или все сразу. Права никто не спрашивает, можно ездить по пьяни — всем пофигу. Полиции на дорогах около побережья за 10 дней не видел ни разу. Квинтеэссенция местной организации движения на фотографии погрузки на паром через реку — погрузка в самом разгаре.

Индия и Непал глазами автомобилиста

Надо сказать, что на мопед я сел здесь впервые, потратив на освоение матчасти где-то полчаса. Водительские рефлексы довольно быстро подстраиваются под особенности двухколесной техники и местное движение, и через короткое время езда по местным дорогам общего пользования не напрягает совсем. Единственное, о чем надо позаботиться — одежда с рукавами (руки сгорают моментально), очки (от ветра и пыли) и шлем, которые где-то дают вместе с мопедом, а где-то забывают.

Такими я увидел автомобильные Индию и Непал. После возвращения, сев за руль в Питере, слегка жалел, что пешеходы у нас какие-то непуганые, все водители тупят по-страшному, и на дорогах гробовая тишина:)

Напоследок еще несколько фотографий Непала и Индии. Буддийский храм-ступа:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Закат в Катманду:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Озеро Фева. Покхара:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Рассвет в Гималаях:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Слономойка:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Индия и Непал глазами автомобилиста

Индия, около Агры. В Индии, несмотря на миллиард с хреном населения, нет ощущения столпотворения людей. Местами так даже очень безлюдно:

Индия и Непал глазами автомобилиста

«Слон — животное полезное!» ©

Индия и Непал глазами автомобилиста

Рисовое поле:

Индия и Непал глазами автомобилиста

Индия и Непал глазами автомобилиста