Барселона — умнейший город планеты

Столица Каталонии встала на «зеленый» путь: модернизирует городское пространство и планирует стать умнейшим городом планеты. Журналист Татьяна Щербакова рассказала, как Барселона изменилась за последние годы

БАРСЕЛОНА: ГОРОД БУДУЩЕГО, изображение №1
 

Саграда-Фамилия, Барселона.

670 точек беспроводного доступа в интернет. Тысячи датчиков по всему городу. Одни помогают экономить до 30 процентов электричества, необходимого для освещения улиц, другие — снизить на 25 процентов расход воды на городские нужды, третьи показывают водителям, где находится ближайшее свободное место для парковки. В планах — превратить в пешеходные зоны 70 процентов дорог и уменьшить поток машин на 21 процент, перевести муниципальные учреждения на «зеленое» электричество и разбить весь город на суперкварталы. Барселона все ближе к своей цели — стать самым умным городом на планете.

Любой, кто видел Барселону с высоты — например, со смотровой площадки парка Гуэля, — мог заметить необычную геометрию Эйшампле, одного из кварталов города, который обязан своим появлением инженеру по имени Ильдефонс Серда. В середине XIX века, когда древнюю стену, окружавшую старый город, решили снести, именно ему поручили перепланировку каталонской столицы. Серда изучил, сколько воздуха нужно каждому горожанину. Выяснил, какие профессии они выбирают. Рассчитал с математической точностью, как сделать пространство квартала максимально удобным для жизни. Так появилась знаменитая «сетка» Эйшампле: дома в виде квадратных ячеек с отсеченными углами, благодаря которым в окна попадает много света, а у транспорта больше места для маневров. Удивительно, но планировка квартала, созданная во времена лошадиных повозок, не устарела и в наши автомобильные времена. Впрочем, в каталонской столице время автомобилей, похоже, на исходе. Если проект по созданию супер­кварталов, который продвигают власти города, осущест­вится, то почти 70 процентов дорог отдадут пешеходам. Пока же идею суперквартала «обкатывают» в экспериментальном районе Побленоу.

БАРСЕЛОНА: ГОРОД БУДУЩЕГО, изображение №2
 

Знаменитая «сетка» Эйшампле с домами в виде квадратных ячеек с отсеченными углами.

Суть суперквартала проста: объединить несколько кварталов-восьмиугольников в одну большую зону, свободную от транспорта, а опустевшие перекрестки приспособить под игровые и культурные площадки, места для политических собраний и рынки. В каждом суперквартале размером 400 на 400 метров будут жить пять-шесть тысяч человек.

Нерезидент сможет попасть в суперквартал только на своих двоих или на велосипеде. В экспериментальном районе Побленоу — квадрате, ограниченном улицами Танхер, Бадахос, Йакуна и Пайарс, — автомобильное движение пока не перекрыли, но уже сделали максимально некомфорт­ным. Первое препятствие — ограничение скорости: десять километров в час. Далее в игру вступает новая разметка дорог: проезжая часть теперь вдвое уже, чем пешеходная зона. И напоследок самое главное: район невозможно пересечь по прямой. Часть улиц перекрыта, и водители вынуждены возвращаться на дорогу по периметру суперквартала.

Казалось бы, жить в таком суперквартале — просто мечта. Но проект уже критикуют и сами жители экспериментального района, и остальные горожане. Больше всего люди недовольны ограничением скорости автомобилей до десяти километров в час. «Интересно, работники мэрии хоть раз садились за руль?! — негодует Мария Луиса Мартинес, владелица небольшого продуктового магазина в Побленоу. — Это же просто смешно! Дети на самокате едут быстрее. Может, еще и бегающих трусцой начнут штрафовать?»

Многие вообще считают, что городские власти создают суперкварталы только для того, чтобы взимать штрафы за превышение скорости, пополняя казну за счет автовладельцев.

Сальвадор Руэда, идеолог суперкварталов, от критики отмахивается. Этот 60-летний глава муниципального агент­ства по городской экологии считает, что скепсис неизбежен в начале любого необычного проекта. И он знает, о чем говорит. Сейчас Барселона — один из самых посещаемых городов мира, а каких-то тридцать пять лет назад это было довольно унылое место, где мало кто мечтал поселиться. Но когда в октябре 1986-го стало известно, что Барселона будет принимать летние Олимпий­ские игры 1992 года, в столице Каталонии началась настоящая перестройка, превратившая ее в любимицу публики.

БАРСЕЛОНА: ГОРОД БУДУЩЕГО, изображение №3
 

Отдыхающие на пляже в Барселоне. На заднем плане — отель W, спроектированный всемирно известным каталонским архитектором Рикардо Бофиллом.

В городе многое пришлось изменить: увести под землю железную дорогу у побережья, обновить очистительные сооружения и придумать, куда девать отходы, которые до этого частенько отправлялись прямо в море. Местные архитекторы по­строили новый Олимпийский порт, знаменитые сейчас пляжи и парки, два небоскреба, которые стали символами рекон­струкции города. Сейчас спортивный порт — популярная зона отдыха, где гуляют, пьют, едят и танцуют на дискотеках.

Городские урбанисты не забыли и о пляжах — популярнейшие Барселонета и Сан-Себастьян обрели свой нынешний облик именно в те годы. Подготовка к Олимпиаде обернулась и технологиче­ским прорывом: были построены две телекоммуникационные башни, одну из них — на горе Монжуик — сконструировал знаменитый архитектор-футурист Сантьяго Калатрава. Под землей проложили 150 из нынешних пятисот километров оптического волокна.

На следующий год после Олимпиады, в 1993-м, в Барселоне появился первый пешеходный квартал Рибера — как раз по инициативе Сальвадора Руэды. Но потом проект заморозили, и больше десяти лет в Барселоне властвовали автомобили. А в 2005 году добавился еще один суперквартал — Грасия. Оба проекта нещадно ругали в прессе, так что Сальвадору Руэде к критике не привыкать. А время показало, что жизнь в кварталах стала лучше. По сей день это живые и привлекательные пространства. Но ведь на узкой дороге в суперквартале Побленоу однажды действительно не смог развернуться рейсовый автобус. Руэда смеется: «Это вообще анекдотический случай. Водитель долго был в отпуске, а когда вернулся, то по привычке поехал по прежнему маршруту. Оттого и застрял на узком повороте, уже не предназначенном для автобусов».

Руэда пытается успокоить и жителей домов по периметру — им обещают звукоизоляцию фасадов и специальный асфальт, поглощающий шумы, на дорогах, которые примыкают к суперкварталам.
Собственно говоря, суперквартал в Побленоу потому и считается экспериментальным: нужно выявить все узкие места проекта, прежде чем создавать остальные супер­кварталы. По планам мэрии, их должно быть более пятисот.

Плохие новости для автолюбителей не заканчиваются в суперкварталах: мэрия планирует запретить въезд в город машинам с бензиновым двигателем, выпущенным после 2000 года, и дизельным автомобилям «старше» 2006 года. А таких машин в Барселоне — около 60 процентов от общего числа. В качестве альтернативы город улучшает систему общественного транспорта и продвигает велосипеды. С 2012 года дей­ствует «решетчатая» схема автобусных маршрутов: они проложены либо строго по прямым горизонтальным линиям «решеток», либо по вертикальным, либо по диагонали. К концу 2018 года, когда появятся последние 12 решетчатых маршрутов, время ожидания автобуса должно сократиться до четырех–пяти минут (сейчас оно в три раза больше), а остановки разных линий — вертикальной и горизонтальной — будут в двух метрах друг от друга.

Кроме того в этом году все средства, поступившие в казну от уплаты туристиче­ского налога (его взимают со всех приезжих при расселении в гостиницах и частном секторе), впервые пойдут напрямую на улучшение работы общественного транспорта в летний, особо загруженный период.

Городские власти делают ставку и на велосипеды: за последние два года протяженность велодорожек увеличилась со 115 до 141 километра. Конечная цель — 308 километров. Кроме того вот уже десять лет в Барселоне работает городская система проката велосипедов «Байсинг», каждый год открываются новые станции, а сам сервис планируют сделать круглосуточным. Чтобы пользоваться «Байсингом», нужно заплатить годовой взнос — получасовые прогулки после этого будут доступны бесплатно. Правда, система проката не рассчитана на туристов — им придется брать велосипеды напрокат по старинке, у частников.

БАРСЕЛОНА: ГОРОД БУДУЩЕГО, изображение №4
 

С 2007 года в Барселоне работает система проката велосипедов «Байсинг». Для того, чтобы воспользоваться одним из 6000 велосипедов на одной из 400 станций, местные жители должны купить горовой абонемент. На туристов сеть пока не рассчитана.

В каталонской столице пытаются внедрить и другой экотранспорт — электриче­ские машины, автобусы и мотоциклы, а также гибридные такси — в городе более 1300 таких средств передвижения.
Барселона не только умный город, но и экономный. Сеть датчиков, установленных по всему городу, помогает решать самые разные проблемы. Одни датчики, например, находятся в мусорных баках — они передают сигнал об их заполнении, помогая оптимизировать маршруты мусоровозов, которые теперь едут лишь туда, где они дей­ствительно необходимы.

Другие датчики передают в свободный доступ информацию о ситуации с парковочными местами. Водители теперь заранее знают, какие парковки загружены, и не кружат по полчаса в поисках места. Оплатить парковку можно в интернете. Третьи умные датчики передают информацию поливальным машинам: те орошают городские скверы, лишь когда есть необходимость.

Освещение в городе тоже умное: более тысячи фонарных столбов оснащены светодиодами, которые автоматически выключаются, если поблизости нет прохожих. Благодаря этому теперь на освещение улиц тратится на 30 процентов меньше электроэнергии. Кроме того фонари служат точками беспроводного доступа в интернет и собирают данные о качестве воздуха и уровне шума.

Что еще? Например, «Телекейр» — система помощи пожилым и инвалидам, которые одним нажатием «тревожной кнопки» могут вызвать социальные службы. Или кабинки «виртуальных офисов», где можно сделать копии с документов, получить справки, записаться на прием в нужное ведомство.

И таких проектов около двух сотен. Благодаря им Барселона с 2011-го по 2014 год сэкономила 43 миллиона евро. Ожидается, что через восемь лет эта цифра достигнет 832 миллионов.
«Каталонцев часто в шутку обвиняют в жадности, — улыбается довольный последними инновациями экономист Хавьер Родригес. — На самом деле мы просто чуть менее расточительны, чем испанцы. Да, мы печемся об экономии, зато сохраненные деньги потом можно будет по­тратить на нужные проекты».

Впрочем, у города есть проблемы, решение которых не стоит откладывать на потом. Загрязненный воздух в Барселоне становится виновником трех с половиной тысяч преждевременных смертей в год. Этот показатель можно сократить на треть, снизив выбросы диоксида до уровней, рекомендуемых Евросоюзом. Столица Каталонии страдает и от шумового загрязнения — 61 процент горожан живет на улицах, где уровень шума превышает предельно допустимые нормы. Зеленых зон в городе тоже не хватает: на одного человека приходится менее семи квадратных метров лесов и парков, тогда как Всемирная организация здравоохранения рекомендует как минимум девять.

Суперкварталы помогут в решении каждой из этих проблем, уверены в мэрии. Смелые урбанистические идеи и инновации — вот главное оружие Барселоны в борьбе с вызовами современности.

Правда, в рейтинге смарт-городов от британского исследовательского агентства «Джунипер Рисерч» первое место по итогам 2016 года пока у Сингапура. Барселоне приходится довольствоваться второй строчкой. Но в любом случае это первый испанский город, удостоившийся такого звания. И именно в Барселоне в ноябре этого года пройдет выставка «Смарт Сити Экспо», на которой урбанисты со всего мира будут обмениваться опытом по созданию умных городов. Ведь быть умным — это еще и понимать, что нужно постоянно улучшать даже самые «продвинутые» программы.