Как работает лондонское метро
В Москве про метро принято говорить с придыханием. Даже те, кто в метро уже лет 10 не спускались, все равно гордятся московским метрополитеном. В Лондоне дела обстоят немного иначе. Подземку любят и ненавидят. И этот самый шаг от любви до ненависти делают несколько раз в неделю. В масштабах города.
Гордятся, например, тем, что в Лондоне — самое старое метро в мире. Как никак, 150 лет назад Лондон всему миру показал, что поезда можно под землю засовывать. Сейчас это очевидно, а 150 лет назад, когда поезда были паровые, а дым, сажа и гарь оседали в волосах пассажиров даже на поверхности, решение, прямо скажем, не напрашивалось. Так что Лондону действительно есть, чем гордиться.
Но тут есть и обратная сторона медали — метро, которое по всем параметрам подпадает под определение антиквариата, частенько ломается. Я до сих пор помню, как в 2003 году стою у кассы в Лондоне. Мне через окошко объясняют, что пара десятков станций закрыта на выходные по случаю ремонта, а я думаю, что неправильно понял. Мой московский мозг отказывался принимать такую столичную действительность.
Mind the gap… between Moscow and London.
Начнем с того, что на метро в Лондоне ездят почти все. Если вы работаете в центре, то машина — это выбор тех, у кого денег и терпения больше, чем здравого смысла. Причем в разы. Только чтобы въехать в центр, надо заплатить 10 фунтов (примерно 500 рублей). А потом еще 2-6 фунтов (100-300 рублей) в час за парковку. Поэтому почти все ездят на метро. В предыдущем офисе, где я работал, было почти 50 человек. Ни один из них за 5 лет ни разу не приехал в офис на машине. Это я сразу хотел сказать, чтобы читатель не подумал, что все тут на Бентли и Роллс-Ройсах до работы добираются.
Другие метро-страсти-напасти
Старое метро ломается. Но это еще только часть бед. Еще у нас с завидным постоянством случается следующее:
- целые ветки метро дружно бастуют. Точнее так — остается только пара незапрофсоюзенных веток, а вся остальная часть метрополитена выходит за забастовку (у нас социализм, да)
- люди падают (специально и не очень) на рельсы. Расследование в таких случаях проходит дольше, чем в Москве.
- падают листья! Смешно, конечно, но с листьями вечно что-то не так. Чуть осень, листья вероломно нападают на рельсы и вводят в заблуждение электронику. В итоге часовые задержки.
- выпадает снег. Он тоже застигает электронные системы врасплох. Тогда все вспоминают, что лондонская подземка на 55% это на самом деле надземка.
Не метро единым
Капитан Очевидность склоняется надо мной и настаивает, чтобы я сообщил всем, что в Лондоне помимо метро есть еще и автобусы. Красные. Двухэтажные.
Пока Кэп не вернулся, расскажу лучше, что не все виды городского общественного транспорта одинаково полезны, но… в данном случае есть одно важное различие между московским и лондонским подходом к этому виду общественного транспорта. В Москве автобусы за редким исключением слоняются по родному району. В Лондоне большинство автобусов едут почти через весь город. У меня в 100 метрах от дома остановка, с которой можно доехать практически до любого места в центре.
![Как работает лондонское метро, изображение №2](https://sun7-14.userapi.com/impf/c850732/v850732589/4aa5f/fFMKzfKRq6g.jpg?size=600x600&quality=96&sign=5e78766b5d269466d8a06553e893a9e1&type=album)
Плюс автобусы ходят по специальным выделенным линиям. Поэтому когда ломается метро, это, конечно, засада, но хотя бы можно на автобусе уехать. Я бы на месте Москвы всерьез озаботился планом Б.
Апдейты, апдейты и еще раз апдейты (с) В.И. Ленин
Клинтон как-то посоветовал Блэру в век коммуникаций не стесняться повторять вещи. Мол, когда что-то делаешь, надо сказать, что ты собираешься сделать, потом еще раз сказать, потом сделать и еще 100 раз повторить. И только потом поймешь, что мало говорил об этом.
В плане коммуникаций Transport For London (компания, управляющая транспортом Лондона) — большие молодцы. Они уже давно научились не держать своих пассажиров в потемках.
- Чуть поезд остановился в тоннеле — машинист сообщает, почему остановился и что будем дальше делать. Прошла еще минута — машинист говорит, что новостей пока никаких. Все это сообщается не бурчащим монотонным голосом, а по-человечески.
- На сайте всегда можно найти расписание грядущих закрытий. Причем в предельно доступном формате. Ну, например, так выглядит план работ на эти выходные (выделенные линии — закрыты в субботу и воскресенье):
![Как работает лондонское метро, изображение №3](https://sun7-6.userapi.com/impf/c850732/v850732589/4aa68/0a0UYPz3HQ0.jpg?size=807x385&quality=96&sign=f618f49795fb4f8113fa3e07c5d7c89e&type=album)
-На входе в метро у турникетов есть специальные доски с объявлениями. На них — список линий метро с последними вестями с полей. Напротив каждой из веток может быть одно из следующих сообщений:
= Good Service (все работает как надо)
= Minor Delays (небольшие задержки на линии)
= Severe Delays (серьезные задержки)
= Part Closures (части линии закрыты)
= Suspended (линия не работает)
= Bus Service (специальные автобусы курсируют по маршруту закрытых станций метро)
= Planned Closure (запланированное закрытие)
= Reduced Service (увеличенные интервалы между поездами)
Чтобы эти объявления выглядели одинаково на всех 11 ветках и 270 станциях метро и читались на бегу, есть специальное дизайн руководство, в котором прописано все — от цветов фона и шрифтов, до порядка перечисления линий. А в последнее время стали даже мониторы ставить — там все автоматом обновляется.
![Как работает лондонское метро, изображение №4](https://sun7-8.userapi.com/impf/c845124/v845124281/13654c/grR0fFld6oQ.jpg?size=807x537&quality=96&sign=6219e11287d0486bd65052f6006c5e47&type=album)
Табло при входе на станцию:
![Как работает лондонское метро, изображение №5](https://sun9-22.userapi.com/impf/c844418/v844418387/137a73/fZzwz_giJyY.jpg?size=807x537&quality=96&sign=795b3327000899d4485fa53bc0bd945c&type=album)
Шутка, сэр
А еще есть просто доска, на которой работники станций могут оставить важные сообщения пассажирам. На них иногда появляются довольно смешные объявления. Ну например:
«Внимание!
В последнее время участились случаи нападения мышей на пассажиров данной станции. Если вы не хотите стать очередной жертвой Фэррингдонских Мышей, пожалуйста, заправьте штанины в носки.”
![Как работает лондонское метро, изображение №6](https://sun9-8.userapi.com/impf/c847220/v847220964/12dd55/bnCtx7YSpGQ.jpg?size=620x387&quality=96&sign=8b67a5ee3c2647356cd9bb68cd89e723&type=album)
Язык
То, как TFL говорят о поломках и закрытиях — это тоже целое искусство. Например, бардак на выходных носит гордое название «Planned engineering works», то есть «запланированные инженерные работы».
Или, например, когда перечисляются ветки, которые закрыты из-за ремонта, в конце списка всегда добавляется: There is a good service on all other underground lines. Все остальные линии работают прекрасно. 🙂
Креатив для нас является важнейшим из искусств
Ну и, само собой, плакаты! TFL умеют красиво визуально объяснить, что… будет мясо. Чуть больше года назад, например, нам долго и креативно объясняли, что во время Олимпиады будет мясо.
![Как работает лондонское метро, изображение №7](https://sun9-52.userapi.com/impf/jnFFrKc0EXZARabtRQ9eL2Tkm1dqnqRhR23bzw/PHqYmdFBngE.jpg?size=620x876&quality=96&sign=df645838b04a77feb70f7746f7d72ba8&type=album)
В итоге напугали всех так, что весь Лондон разъехался. Таким пустым город никогда не был.
Стало плохо в метро? Вам помогут:
![Как работает лондонское метро, изображение №8](https://sun9-66.userapi.com/impf/qb2MIKOsGnM60W6TWUXp9jZwYb5xy68_PkMefg/DkUnP5A44Sc.jpg?size=490x800&quality=96&sign=d60aee957c81afd17d716033bda5418d&type=album)
На каждой станции десятки плакатов и объявлений, через которые транспортники общаются с пассажирами.
![Как работает лондонское метро, изображение №9](https://sun9-15.userapi.com/impf/c831109/v831109151/1e14d1/j5mrKDpks3Q.jpg?size=807x537&quality=96&sign=b85eb75467ef108699d846dcdd5e7ba6&type=album)
Вот вам рассказываются о будущих ремонтных работах
![Как работает лондонское метро, изображение №10](https://sun9-43.userapi.com/impf/c848628/v848628491/c74f4/3ioHMOH-OOM.jpg?size=532x800&quality=96&sign=a0d65e37a9a43960e5717dafa9e45475&type=album)
Вот объясняют, как перевозить велосипед
![Как работает лондонское метро, изображение №11](https://sun9-38.userapi.com/impf/c850032/v850032229/bd450/YushovCSexE.jpg?size=532x800&quality=96&sign=7eaaf4a3fd0fc7042a493bfebae1f707&type=album)
А вот здесь хвастаются, что поезда ходят по расписанию
![Как работает лондонское метро, изображение №12](https://sun9-78.userapi.com/impf/c849028/v849028770/c253f/AbFsHz50WiA.jpg?size=532x800&quality=96&sign=bee22d61c0cf5ddecaf4514e6b602aed&type=album)
![Как работает лондонское метро, изображение №13](https://sun9-88.userapi.com/impf/kifshV5JFWNpHdt-CZAujLxooQWi9fF2tdhR6A/LWkxf5biLWI.jpg?size=807x537&quality=96&sign=425c8486899ed7c9d43fc605ddd47722&type=album)
Смотрите под ноги! Можете представить себе такое в нашей подземке?
![Как работает лондонское метро, изображение №14](https://sun9-41.userapi.com/impf/8GwppcDXoGUY2kf_IWjKcoYr8MxLlabH32ru5A/yKOufPgfijI.jpg?size=524x800&quality=96&sign=42de3a09a019d985c091c79a56c53df9&type=album)
Есть Вай-Фай
![Как работает лондонское метро, изображение №15](https://sun9-62.userapi.com/impf/c849528/v849528662/ab699/6XNhrG7q2sA.jpg?size=532x800&quality=96&sign=a0118f4f1a6abcc3dc6d30aa67073b6e&type=album)
Как надо вести себя на эскалаторе…
![Как работает лондонское метро, изображение №16](https://sun9-34.userapi.com/impf/c850624/v850624609/49255/rtdACONM7rI.jpg?size=532x800&quality=96&sign=b6d12cb27b681028ea32efab890c3df1&type=album)
Дежурный по эскалатору справки дает!
В этом плане, опять же, Лондонская Подземка проявляет человеческую сторону. Почти все работники метро всегда подскажут, как добраться, проводят, укажут и пожелают хорошей поездки. Это приятно.
Поезд чуть было не был упущен
Это самый, наверное, главный момент. Считается, что в Лондоне чинить метро стали поздно. Что слишком запустили и позволили метрополитену состариться не по годам.
Как только инфраструктура устаревает и начинает ломаться, починить ее и приводить в должный вид, не говоря уж о том, чтобы развивать, — очень и очень непросто. Залатал дырку там — здесь отвалилось. Там подпорочку поставил — тут упало. Вот и приходится догонять и бежать, когда штаны упали.
Поэтому чинить надо еще до того, как все упадет.
![Как работает лондонское метро, изображение №17](https://sun9-77.userapi.com/impf/c846418/v846418190/130348/Jri12-7ZX30.jpg?size=490x800&quality=96&sign=3b6389481e21fd65d8a8fd4944d75801&type=album)