Чем хорош медленный туризм?
Спешить на экскурсию к восьми утра, бежать на автобус, снимать место в хостеле — это не для них. Все больше путешественников выбирают медленный туризм, чтобы по-настоящему погрузиться в другую культуру, а не бежать галопом по Европам. И вы тоже так можете! В этой статье мы расскажем об отличиях такого отдыха и его перспективах.
Когда смакуешь каждый шаг (Источник фото: carriermanagement.com)
Что такое медленный туризм?
Фотографией рядом с Эйфелевой башней уже мало кого удивишь, а вот опытом двухнедельной жизни в Париже — вполне. В этом и заключается главная идея слоу-туризма, или slow tourism: гнаться не за количеством увиденных достопримечательностей, а за качеством и наполненностью отдыха.
У истоков медленного туризма стоят термины «медленный город» (cittaslow) и «медленная еда» (slow food). Первый появился в противовес мегаполисам, полным технического прогресса и толкучки, а второй — как протест против фастфуда. «Методичку по медленным городам» придумали в итальянском Греве в 1999 году. Тогда же разработали 54 принципа, улучшающих жизнь в городе: предпочтение местной еды и товаров, «зеленый» транспорт и экологически чистые продукты, защита исторических мест и т. д. В 2001 году уже 28 итальянских городов ступили на путь медленных. А сейчас в мире около сотни медленных городов — они являются членами организации Cittaslow town.
Отчасти медленный туризм обусловлен экологически-этическими причинами: от огромного потока туристов в городах страдают местные жители, культурные памятники и экосистемы. Попытка остановить этот поток — одна из целей медленного туризма. Поэтому он предполагает использование велосипеда или прогулки пешком, а также покупки продуктов в местных лавках — чтобы не оставлять углеродный след и инвестировать в экономику региона. В этом он похож на экологический туризм.
А куда спешить?
Заповеди медленного туриста
- Никаких турагентств и горящих туров
А также никаких экскурсоводов. Медленные туристы планируют маршрут сами, внося в список must-see не популярные достопримечательности, облепленные инстаграмщиками, а то, что интересно в первую очередь им. - При возможности выбирать «медленный» транспорт
Слоу-туристы не любят летать на самолетах. Не из-за аэрофобии, а потому, что самолеты лишают предвкушения прибытия. Гораздо лучше в этом плане машины или поезда, особенно если путь пролегает по длинным магистралям вроде Route 66 или Lincoln Highway в США. - Не жить в гостиницах, отелях и хостелах
Медленный турист предпочитает аренду жилья на длительный (от одной недели) срок. Или пользуется каучсерфингом или другим сервисом по поиску ночлега — чтобы заодно познакомиться с местными жителями, которые расскажут больше, чем классический путеводитель по городу. - Спрашивать совета у местных
Куда сходить, где выпить и поесть, как развлечься — лучшие места вам посоветуют только те, кто живет в этом городе, и наверняка это оставит больше ярких впечатлений, чем условный памятник или музей. - Спокойный распорядок дня
Медленный турист не побежит спозаранку занимать очередь в Лувр — он спокойно позавтракает в местном кафе, а потом отправится, куда планировал. И это не обязательно должна быть главная достопримечательность города.
Чем хороши медленные путешествия
- Это способ снять стресс, а не получить его. Вы будете меньше нервничать, если не будете пытаться планировать каждую минуту путешествия.
- Это способ поддержать небольшие бизнесы и помочь в сохранении местной культуры. И речь не только о заграничных поездках.
- Они лучше отражаются на окружающей среде и более экологичны.
- Они обходятся дешевле, если вы захотите.
Как путешествовать медленно на практике
- Откажитесь от поверхностных туров в духе «пять европейских городов за три дня с ночёвкой в автобусе». Выберите место и задержитесь там подольше. Познакомьтесь с местной культурой, кухней, музыкой и образом жизни.
Никогда не планировали путешествие самостоятельно? Это проще, чем может показаться.
- Выберите Bed & Breakfast вместо сетевого отеля, арендуйте кемпер или поживите в небольшом местном бутик-отеле.
- Позвольте себе быть свободными и гибкими. Не составляйте списков обязательных мест. Разрешайте себе отклоняться от плана. Оставьте время для спонтанных идей. Вы можете проснуться вообще без планов на день. Да, так тоже было можно.
- Не бойтесь не увидеть какие-то туристические достопримечательности. Не обязательно посещать все десять музеев или найти все двадцать семь городских скульптур. Если совсем сложно это отпустить, просто подумайте — вам всё равно никогда не увидеть всего.
В Париже я отказался от похода в Лувр, потому что понял, что за неделю не успел нагуляться по улицам. К тому же очень хотел попасть в Орсе и пришлось выбирать один музей. А забегать в Лувр на два часа, чтобы потолкаться в толпе у «Моны Лизы» и поставить галочку «был» не хотелось. Конечно, если вы всю жизнь мечтали побывать именно в Лувре, то идти стоит!
- Посвятите больше времени культурным мероприятиям: гастрономическим или винным турам, местным ярмаркам и концертам.
- Подумайте, чем бы вы хотели заняться в свой идеальный расслабляющий день. Почитать книгу, погулять по пляжу, сходить на йогу, посмотреть на людей из окна ресторана. Сделайте что-то для себя, на что вечно не хватает времени.
- Останьтесь дома или проспите до обеда, если вам это нравится. Конечно, если мысль «мы сюда приехали не в отеле сидеть» лишит вас покоя, надо идти в мир. Но если страдаете от хронического недосыпа, а после путешествия нужно обратно на работу, то иногда стоит просто поспать.
- Ходите пешком, ездите на велосипеде или самокате вместо общественного транспорта.
- Знакомьтесь с людьми. Я интроверт, но готов признать, что самые интересные истории в путешествиях случаются там, где люди. Случайный разговор с барменом может изменить все ваши планы на остаток путешествия.
- Попробуйте пожить обычной жизнью, только в другой стране. Представить, что вот вы тут живёте и это ваш обычный «домашний» выходной. Побежите ли вы галопом осматривать достопримечательности или предпочтёте неспешно прогуляться, почитать книгу в кофейне или посидеть с бокалом в баре. Если второе отзывается, то вам стоит попробовать медленные путешествия.
Слоу-тревел не только про поездки за границу и длительный отпуск. Это способ «замедлить» бешеный мир вокруг себя. Как только вы примете этот подход, вы сможете применить его в знакомом месте в ближайший выходной. Представьте себя туристом в собственном городе и попробуйте хотя бы иногда никуда не спешить.
Есть ли медленный туризм в России
В России медленный туризм постепенно развивается в последние годы, но довольно слабо и неравномерно: нет никакой централизованной системы безопасности маршрутов, системы слежения за путешественниками и за погодными условиями, систем оповещения или спортивных сборов.
О количестве выбирающих такой вид отдыха можно судить только по статистике размещений в коллективных спортивных объектах (например, оставшихся после Олимпийских игр): по данным Росстата, за первые девять месяцев 2017 года было размещено 36,8 млн российских граждан, за тот же период в 2018 году — 41,6 млн. Нет и никакого рейтинга среди регионов РФ.
Медленный туризм в Европе: по следам итальянских паломников
В Европе медленный туризм развивается гораздо активнее, но тоже не повсеместно. Наиболее развиты те направления, которые уже давно протоптаны паломниками. Духовный туризм и религиозные объекты стали привлекать не только приверженцев религии, но и ценителей трекинга, культурного наследия и исторических памятников.
На многих маршрутах работают ассоциации, в задачи которых входит контроль безопасности, уборка, оказание первой медицинской помощи и транспортировка багажа путешественников от точки вчерашнего ночлега до сегодняшнего.
Один из самых известных религиозных путей Европы — Дорога Франков из Кентербери до Рима.
Согласно последнему исследованию Touring Club Italia, уже в 2015 году всего 10 % путешествующих по следам паломников были движимы религиозными причинами, остальные 90 % проделывали этот путь с совершенно другими целями. Например, 25 % шагали ради культурных ценностей, 17 % хотели просто попробовать другой формат отпуска. Три четверти отдыхающих шли пешком, остальные ехали на велосипеде.
Средняя продолжительность целого пути — 80 дней. Впрочем, редкий турист проходит его целиком: многие ограничиваются небольшими отрезками пути (средняя продолжительность пути 10 дней), памятуя о том, что главная цель их путешествия — отдых, а не преодоление любых препятствий во что бы то ни стало.
С религиозными ли целями вы приехали или не очень — не забудьте сначала получить (оформить через интернет или попросить в офисе туризма) ваш паспорт паломника (la credenziale по-итальянски, он же la credencial, или la créanciale) и получать с ним значительные скидки в местах ночлега, общепитах и транспортных компаниях, когда соберетесь возвращаться домой.
Путь святого Иакова: через Францию, Испанию и Португалию
Италией, конечно, не ограничивается атлас медленных путешествий. Религиозные объекты Франции привлекают каждый год около 51 млн посетителей. Около 327 тысяч путешественников прошли в 2018 году Путь Святого Иакова, который начинается на юге Франции или Португалии (существует несколько маршрутов), а основная его часть проходит через Испанию.
Видимо, паломники предпочитают этот маршрут Дороге Франков: только 10 % посетителей преодолевало Путь Святого Иакова с исключительно культурологическими и никак не религиозными целями.
Предложения медленного и созерцательного туризма и разные эконаправления можно найти в любой стране, стоит только сделать запрос в поисковике, но больше всего информации будет по Италии, Испании и Франции, что неудивительно: эта троица плотно закрепилась на лидирующих позициях в списках самых популярных стран мира.
Кто такие цифровые кочевники
Тесно связано со слоу-туризмом движение digital nomad, или цифровые кочевники. Это люди, которые отказались от работы по графику 5/2 и с ноутбуком под мышкой отправились в другую страну. И это не просто фрилансеры или сотруднике на удаленке — как истинные кочевники, они меняют место жительства несколько раз в год. Как отмечает американский социолог Тони Блэкшоу, у диджитал-номадов в приоритете не работа, а собственные интересы — желание жить мобильно и не привязываться к одному месту. Впервые такая идея посетила американца Стивена Робертса в 1983 году, когда никаких диджитал-номадов еще не было. Он просто спроектировал многоколесный велосипед, за которым можно было печатать прямо во время езды, и отправился в путешествие.
Диджитал-номад — больше про образ жизни, чем про путешествия, но эти концепции пересекаются. Их главный посыл — выбирать осознанные решения и поступки. И такая тенденция будет только крепнуть: почти половина номадов — это поколение Z, которое в ближайшем будущем будет определять нормы.
Медленные средства передвижения: ноги и велосипеды
Обычное средство передвижения медленных путешественников — на своих двоих. Судя по статистикам разных маршрутов, примерно 89 % туристов в 2018 году перемещались пешком. Многие сами составляют свои маршруты, собирают рюкзаки и скачивают приложения на смартфон с GPS-датчиками, но если вы не очень опытный медленный путешественник, то можете не учесть разные важные нюансы, и было бы проще и безопаснее присоединиться к организованной группе.
Количество туристов, выбирающих велосипед, на порядок меньше: двухколесный друг всё же не только средство передвижения, но и роскошь. Оборудование и велоаксессуары стоят денег, да и не каждый справится с поломкой транспорта в походных условиях. При этом велосипед более травмоопасный, нежели ноги, и более громоздкий — в случае, если турист решил изменить маршрут и проехать часть пути, скажем, автостопом, это может быть препятствием.
Если среди пешеходов примерно царит гендерное равенство, то среди велосипедистов доминируют мужчины, женщины часто отказываются от такого средства передвижения, считая его небезопасным.
Большинство велосипедистов отправляется в путешествие на турингах — туристических байках с прочными колесами и большим диапазоном скоростей, предназначенных для долгих путешествий в быстром темпе. Горные велосипеды выбирают около 15 % путешественников — в основном те, кто планирует кататься вне дорог или по дорогам плохого качества. Гибрид — хороший компромисс и облегченный вариант горного велосипеда, на котором удобнее ездить по шоссе. Вариант для пар — тандем: двухместный велосипед, более тяжелый, более быстрый и вместительный, так как позволяет закрепить на себе больше сумок и велобаулов (велосипедисты, в отличие от пешеходов, физически не могут долго везти тяжелые рюкзаки на спине).
Обычный сити-байк стоит оставить дома: как понятно из названия, он рассчитан на неспешную езду и на хорошие дороги, а не на длительные путешествия по пересеченной местности.
Всё больше велосипедистов (рынок растет примерно на 9 % в год) пересаживается на электронный байк. Около 40 % приобретают именно городские электровелосипеды, остальные же — туринги или горные. Передвигаться на таком транспорте быстрее и менее утомительно: изнурительные подъемы становятся по плечу (и по колесу).
Минусы — электровелосипеды требуют зарядки, так что придется составлять свой маршрут, ориентируясь на станции заправки или специальные отели (что значительно сокращает диапазон выбора мест для отдыха).
Лидерами по количеству электронных велосипедов и сервисов для них является Азиатско-Тихоокеанский регион (особенно Китай, Япония, Индия), на втором месте — Европа (Германия, Франция, Италия).
Для совсем ленивых есть кони
Конный туризм требует гораздо большей подготовки и скрупулезной организации, чем велосипедный, так что логично, что желающих провести отпуск «только мы с конем» гораздо меньше. Сложно подсчитать, насколько именно, так как понятие «конный туризм» включает не только путешествия в седле (длящееся более 24 часов), но и отдых, подразумевающий любую конную движуху, будь то спектакли (хотя конный театр в России пока широко известен только в узких кругах, приобщиться к искусству можно в Москве, Петербурге и многих других городах России), гонки или небольшие прогулки.
На территории Европы конный туризм наиболее популярен в Великобритании, Германии и Франции (например, общее количество членов конных клубов Франции насчитывает 700 тыс. человек). Около 2 % паломников, кстати, проделывают свой путь именно верхом на лошади.
Если вы отправляетесь в конный тур, то никаких экзаменов на права или сертификаты о вождении вам не нужны: достаточно быть старше 14 лет, иметь справку о хорошем здоровье и медицинскую страховку. Выбор маршрутов довольно разнообразен и на территории РФ, и в разных европейских странах. На протяжении всего путешествия рядом с вами будет гид-инструктор, а ночлег будет забронирован только в местах со специальными услугами и сервисом для животных. Так что, возможно, из-за сложности самостоятельной организации такого тура, подготовка к конному путешествию может стать наименее энергозатратной и изнурительной — туристам ничего не остается, кроме как довериться организаторам.
Кстати, про ночлег. Не все путешественники предпочитают останавливаться в кемпингах, потому что из-за растущей популярности бродячего туризма ночь в палатке стоит примерно столько же, сколько ночь в хостеле, но при этом приходится тащить с собой, собственно, палатку, пенку, спальник, кастрюльки и еду.
Многие поэтому — а также из желания поглубже познакомиться с культурой принимающей стороны — выбирают каучсерферов и квартиры, снятые на Airbnb.
Нужен ли нам на самом деле медленный туризм?
Нет также никакой серьезной статистики о степени удовлетворения медленных туристов. Личный опыт подсказывает, что многие путешественники постфактум с энтузиазмом рассказывают о количестве пройденных в день километрах по разбитым дорогам, ночевках в сомнительных сельских местностях и делятся фотографиями деревушек, но в следующий свой отпуск едут валяться на шезлонге на побережье Турции.
Кто-то признается, что уезжал в такое путешествие с целью никуда наконец-то не торопиться, но уставал еще больше, чем после поездок «галопом по Европам». Одно дело — хотеть перестать куда-то вечно бежать — и другое — и правда научиться не бежать.
Но личная выборка всё же не показатель. И для планирования такого путешествия нужна информация, подготовка, подходящая компания и настроение, а эти факторы не всегда совпадают. На словах все предпочитают здоровый деревенский обед из свежих продуктов фастфуду, но всё равно на перекус хватают чизбургер, шаурму или что-то подобное быстрое, дешевое и насыщающее.
Отпуск всё же не резиновый, не у каждого есть возможность позволить себе не торопиться. Тем более что один из атрибутов постоянной суеты — это зависимость от интернета и соцсетей.
Судя по количеству фотографий (измеряющихся в сотнях тысяч) под хештегом #slowtourism или #sustainabletourism, большинство отдыхающих совсем не отдыхают от смартфонов в надежде, что селфи на фоне деревенских просторов или водопадов получают еще больше лайков, чем фотографии ляжек на фоне моря.
Сомнительным остается и утверждение про экологичность подобных путешествий, так как далеко не все туристы добираются до мест отдыха на своих двоих, велосипеде или электромобиле. Чтобы добраться из точки в СНГ до точки назначения, удобнее всего оказывается долететь на самолете, после чего экологичность путешествия уже становится даже не нулевой, а вовсе отрицательной, сколько бы раз турист ни отказался бы от пластика в пути.
Прошлогодний опрос сайта Booking.com показал, что из 10 тысяч клиентов сервиса 42 % назвали себя экотуристами, тем не менее 65 % никогда не были или не знают, были ли в экоотеле. Многие принимающие стороны тоже бьют тревогу и говорят о пусть экологичном, но не продуманном туризме и его негативных последствиях: например, Антарктика.
В любом случае медленный туризм пока остается альтернативой далеко не для всех. Чем менее популярно направление, тем меньше сервисов и приспособлений для самых деликатных слоев населения, например, пандусов для инвалидных колясок. Впрочем, возможно, это остается вопросом времени: всё больше регионов вкладывают средства для развития подобных сервисов, и туристы с особенностями могут позволить себе всё больше выбора.
Цифры цифрами, сервисы сервисами, а главными причинами медленного туризма исследователи называют такие факторы, как расслабление, самоанализ, бегство, разнообразие, открытие и взаимодействие с внешней культурой или окружающей средой.
Для достижения этих целей необязательно далеко уезжать, достаточно выключить голову, перестать торопиться и просто расслабиться, и не важно, где вы: в итальянской деревушке или на своих шести сотках в Подмосковье.
Индустрии туризма кризис не грозит: судя по статистике Ростуризма, за последние несколько лет изменилась популярность некоторых направлений и соотношение путешествующих по заграничным странам относительно не выезжающих за пределы СНГ, но количество работников сферы туризма, услуг для путешественников и денежных вложений тем не менее только растет.
Растет и количество лоукост-авиаперевозчиков, сервисов для бюджетного проживания, вроде Airbnb, приложений-путеводителей для смартфонов и таблетов и недорогих предложений экскурсий от местных жителей. Туристические сервисы приспосабливаются к любому карману: если повышаются цены на билеты на самолет, тут же начинает расти статистика перевозок РЖД.
Охотничий и рыболовный туризм: что это такое,виды и направления
Международный туризм: описание,история,развития,фото,видео.
Экологический туризм: описание,виды,назначение,фото,видео.