Речные круизы

Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), здесь имеется возможность воспользоваться многочисленными (в том числе специальными туристскими) зелеными стоянками.

Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:

перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрес­сных линиях;

паромные переправы;

прогулочные и экскурсионные рейсы;

перевозка водными видами транспорта самодеятельных ту­ристов;

краткосрочные и длительные круизы;

специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);

использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.

Речные путешествия и круизы бывают кратковременными 0-3 дня и длительными (25 — 30 дней).

За рубежом в настоящее время очень развит речной и озерный круизный бизнес.

Наиболее популярны в Финляндии регуляр­ные туристские, чартерные и пикниковые рейсы.

Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.

Продолжи­тельность европейских речных круизов от 2-3 (круизы выходно­го дня) до 10-15 дней. Длительные бывают более месяца.Основным типом судов здесь являются суда с низкой надводной и подводной частью, что позволяет проходить по мелководью и под любыми мостами. Средняя вместимость таких судов 100-150 пассажиров. Суда типа «Плавучий отель», как правило, имеют категорию 4-5 звезд, а уровень обслуживания не ниже, чем на морских круизных судах. Тарифы на речных круизах Западной Европы довольно высокие: недельное путешествие по Рейну при двухместном размещении стоит 1300 долл., а в каюте «люкс» — 2500 долл.

Речной круиз может быть как линейным (т.е. осуществляться в одном направле­нии), так и кольцевым.

Среди наиболее комфортабельных речных лайнеров выделя­ются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Помимо этого, в России для осуществления речных круизов используются теплоходы проектов Q-040.

В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании.

Речной круиз — это уникальный туристский продукт, представ­ляющий собой водный маршрут, чаще всего многодневный — на реч­ном судне, где туристу предоставляется пакет услуг перевозки, раз­мещения и питания, развлечения, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание.

Средствами речных перевозок являются:

— суда маломерного флота: катера и яхты

— суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоход­ным рекам;

— круизные речные суда чартерных рейсов

— экскурсионные и прогулочные суда

— специальные суда с прозрачным дном для обозрения подвод­ных объектов;

— речные паромные переправы.

Основные потребители речных круизов — лица пожилого возраста. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.

Водная система США и Канады — идеальное место для речных круизов.

Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в евро­пейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Каспийское и Черное моря, а Москва является портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломорско-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км).

Водная система России включает также озера: Байкал, Ла­дожское, Онежское, Ильмень, Чудское, а также реки: Волгу, Каму, Оку, Свирь, Обь, Енисей, Лену, Иртыш, Амур и др. Здесь используются маломерные суда, быстроходные лайнеры типа «Ракета», «Метеор», а также суда типа «река-море».

Наи­более популярны речные круизы по Волге: Москва — Астрахань — Москва и Санкт-Петербург — Астрахань — Санкт-Петербург.

Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское, Московское, Камское, Северо-Западное, Западно-Сибир­ское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне-Иртышское, Иртышское, Енисейское, Северное, Амурское, Вельское, Донское, Ку­банское, Западное, Сухонское, Вятское, Печорское, Беломорско-Онежское. Кроме того, перевозки туристов осуществляют пароход­ства Министерств речного флота сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России.

В настоящее время туристские перевозки осуществляют суда акционерных обществ и судоходных компаний: в центральных бас­сейнах — Московское речное пароходство, Столичная судоходная компания, «Волга-Флот-Тур», Камская судоходная компания, «Донинтурфлот», Беломорско-Онежское пароходство, Санкт-Петербург­ский пассажирский порт, в восточных бассейнах — Енисейское, Лен­ское и Амурское пароходства. Туристские перевозки осуществляются по 80 различным маршрутам продолжительностью от 3 до 24 суток. В пароходствах Центрального и Северо-Западного бассейнов совер­шается около 87% всех перевозок туристов.

Речные экскурсионные путешествия популярны и в ряде других городов — Самаре, Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Моск­ве, Владивостоке и др. В последнее время на водных артериях Рос­сии и зарубежных стран используются нетрадиционные плаватель­ные средства — плавучий дом, плавучий отель, туристская баржа и др.

На зарубежных рынках востребованы также круизы по сибир­ским рекам Лена и Енисей. Лидером отечественных речных круизов является москов­ская туристская фирма «Паллада».

Стоимость круизов определяется величиной фрахта, уров­нем комфортабельности судна (категорией), а также сборами за проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг, налогами и прочими и имеет тенденцию к росту.

Средняя загрузка судов в сезон составила около 80%. Около 20% судов фрахтуется зарубежными туроператорами из Герма­нии, Швеции, Финляндии, Швейцарии и других стран. На рос­сийских речных круизных судах уровень тарифов приближается к европейскому.

При цене суточного фрахта теплохода «Римский-Корсаков» Латышское речное пароходство 2000 доля тура день в каюте Гкс» стоит 120 долл., а в четырехместной каюте — 70 долл., хотя уровень сервиса не соответствует европейскому для тепло­ходов данного класса.

Популярные круи­зы по речным и озерным системам России:

Бассейн Волги. Тур по маршруту Москва — Ока — Волга — Москва-река и другие.

Северо-Западный регион. Тур на остров Коневец. Тур на остров Валаам. Тур на острова Кижи. Тур Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург.

Реки и озера Сибири.

 Обь и ее приток Иртыш. Енисей. Лена. Байкал. Амур.

Несмотря на широкую географию российских водных путешествий, на Волго-Камский речной бассейн приходится более 85% туристов-круизеров. За­частую сложившаяся в пределах Волго-Камского бассейна сеть реч­ных круизных путешествий либо не отвечает запросам потребителей данного турпродукта, либо недоступна по стоимости большинству соотечественников. В настоящее время туристские фирмы нашей страны предлагают более 20 круизных маршрутов продолжительно­стью от двух до 24 дней.

Организация обслуживания туристов на речном круизе. До на­чала посадки руководитель круиза обязан предъявить кассе (или бух­галтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей (или под­тверждение пароходства о полученных за данный рейс платежах) и после регистрации туристов за 30 минут до отправления судна справку о численности туристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорий пассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении им доверенности руководителю груп­пы выдается под расписку групповой билет на выполнение турист­ского рейсаГрупповой билет сдается капитану судна при начале по­садки и остается у него до окончания рейса, затем билет возвращается руководителю круиза.

Пароходство вправе продать свободные места, не реализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зави­сящим от сторон причинам, туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписа­ния, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплата экскурсоводов.

При удлинении времени поездки более чем на 8 часовпитание туристов осуществляется в следующем порядке: если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам — по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства; в остальных случаях за счет виновной стороны.

В случае возникновения порожних пробегов судна по вине тур­фирмы последняя оплачивает пароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов. При отмене туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшем стороне неустойку в размере 3% отстоимости несостоявшейся перс возки. Если отмена рейса произошла по вине турфирмы, она, соглас­но договору, оплачивает пароходству, кроме неустойки, стоимость несостоявшейся перевозкиЕсли турфирма предупреждает пароходство об от­мене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма при­нимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% сто­имости несостоявшейся перевозки, а УРСу — 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.

При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращаеттурфирме провозную платуПри посадке на судно по вине турфирмы меньшего числа туристов, чем указано в договоре, туристская фирма возвращает УРСу расходы по содер­жанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число чело­веко-дней от стоимости питания по договору.

Туристы несут личную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чем составляется соответствующий акт. Пита­ние туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристская бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ на их питание включается в общую заявку.За сутки до отправ­ления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану за­явку о числе питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов до первого приема пищи эта заявка должна быть уточнена.