Речные круизы
Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), здесь имеется возможность воспользоваться многочисленными (в том числе специальными туристскими) зелеными стоянками.
Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:
перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;
перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;
перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;
паромные переправы;
прогулочные и экскурсионные рейсы;
перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;
краткосрочные и длительные круизы;
специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);
использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.
Речные путешествия и круизы бывают кратковременными 0-3 дня и длительными (25 — 30 дней).
За рубежом в настоящее время очень развит речной и озерный круизный бизнес.
Наиболее популярны в Финляндии регулярные туристские, чартерные и пикниковые рейсы.
Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.
Продолжительность европейских речных круизов от 2-3 (круизы выходного дня) до 10-15 дней. Длительные бывают более месяца.Основным типом судов здесь являются суда с низкой надводной и подводной частью, что позволяет проходить по мелководью и под любыми мостами. Средняя вместимость таких судов 100-150 пассажиров. Суда типа «Плавучий отель», как правило, имеют категорию 4-5 звезд, а уровень обслуживания не ниже, чем на морских круизных судах. Тарифы на речных круизах Западной Европы довольно высокие: недельное путешествие по Рейну при двухместном размещении стоит 1300 долл., а в каюте «люкс» — 2500 долл.
Речной круиз может быть как линейным (т.е. осуществляться в одном направлении), так и кольцевым.
Среди наиболее комфортабельных речных лайнеров выделяются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Помимо этого, в России для осуществления речных круизов используются теплоходы проектов Q-040.
В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании.
Речной круиз — это уникальный туристский продукт, представляющий собой водный маршрут, чаще всего многодневный — на речном судне, где туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание.
Средствами речных перевозок являются:
— суда маломерного флота: катера и яхты
— суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;
— круизные речные суда чартерных рейсов
— экскурсионные и прогулочные суда
— специальные суда с прозрачным дном для обозрения подводных объектов;
— речные паромные переправы.
Основные потребители речных круизов — лица пожилого возраста. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.
Водная система США и Канады — идеальное место для речных круизов.
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в европейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Каспийское и Черное моря, а Москва является портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломорско-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км).
Водная система России включает также озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, а также реки: Волгу, Каму, Оку, Свирь, Обь, Енисей, Лену, Иртыш, Амур и др. Здесь используются маломерные суда, быстроходные лайнеры типа «Ракета», «Метеор», а также суда типа «река-море».
Наиболее популярны речные круизы по Волге: Москва — Астрахань — Москва и Санкт-Петербург — Астрахань — Санкт-Петербург.
Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское, Московское, Камское, Северо-Западное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне-Иртышское, Иртышское, Енисейское, Северное, Амурское, Вельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское, Вятское, Печорское, Беломорско-Онежское. Кроме того, перевозки туристов осуществляют пароходства Министерств речного флота сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России.
В настоящее время туристские перевозки осуществляют суда акционерных обществ и судоходных компаний: в центральных бассейнах — Московское речное пароходство, Столичная судоходная компания, «Волга-Флот-Тур», Камская судоходная компания, «Донинтурфлот», Беломорско-Онежское пароходство, Санкт-Петербургский пассажирский порт, в восточных бассейнах — Енисейское, Ленское и Амурское пароходства. Туристские перевозки осуществляются по 80 различным маршрутам продолжительностью от 3 до 24 суток. В пароходствах Центрального и Северо-Западного бассейнов совершается около 87% всех перевозок туристов.
Речные экскурсионные путешествия популярны и в ряде других городов — Самаре, Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Москве, Владивостоке и др. В последнее время на водных артериях России и зарубежных стран используются нетрадиционные плавательные средства — плавучий дом, плавучий отель, туристская баржа и др.
На зарубежных рынках востребованы также круизы по сибирским рекам Лена и Енисей. Лидером отечественных речных круизов является московская туристская фирма «Паллада».
Стоимость круизов определяется величиной фрахта, уровнем комфортабельности судна (категорией), а также сборами за проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг, налогами и прочими и имеет тенденцию к росту.
Средняя загрузка судов в сезон составила около 80%. Около 20% судов фрахтуется зарубежными туроператорами из Германии, Швеции, Финляндии, Швейцарии и других стран. На российских речных круизных судах уровень тарифов приближается к европейскому.
При цене суточного фрахта теплохода «Римский-Корсаков» Латышское речное пароходство 2000 доля тура день в каюте Гкс» стоит 120 долл., а в четырехместной каюте — 70 долл., хотя уровень сервиса не соответствует европейскому для теплоходов данного класса.
Популярные круизы по речным и озерным системам России:
Бассейн Волги. Тур по маршруту Москва — Ока — Волга — Москва-река и другие.
Северо-Западный регион. Тур на остров Коневец. Тур на остров Валаам. Тур на острова Кижи. Тур Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург.
Реки и озера Сибири.
Обь и ее приток Иртыш. Енисей. Лена. Байкал. Амур.
Несмотря на широкую географию российских водных путешествий, на Волго-Камский речной бассейн приходится более 85% туристов-круизеров. Зачастую сложившаяся в пределах Волго-Камского бассейна сеть речных круизных путешествий либо не отвечает запросам потребителей данного турпродукта, либо недоступна по стоимости большинству соотечественников. В настоящее время туристские фирмы нашей страны предлагают более 20 круизных маршрутов продолжительностью от двух до 24 дней.
Организация обслуживания туристов на речном круизе. До начала посадки руководитель круиза обязан предъявить кассе (или бухгалтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей (или подтверждение пароходства о полученных за данный рейс платежах) и после регистрации туристов за 30 минут до отправления судна справку о численности туристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорий пассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении им доверенности руководителю группы выдается под расписку групповой билет на выполнение туристского рейса. Групповой билет сдается капитану судна при начале посадки и остается у него до окончания рейса, затем билет возвращается руководителю круиза.
Пароходство вправе продать свободные места, не реализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплата экскурсоводов.
При удлинении времени поездки более чем на 8 часовпитание туристов осуществляется в следующем порядке: если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам — по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства; в остальных случаях за счет виновной стороны.
В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы последняя оплачивает пароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов. При отмене туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшем стороне неустойку в размере 3% отстоимости несостоявшейся перс возки. Если отмена рейса произошла по вине турфирмы, она, согласно договору, оплачивает пароходству, кроме неустойки, стоимость несостоявшейся перевозки. Если турфирма предупреждает пароходство об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу — 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.
При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращаеттурфирме провозную плату. При посадке на судно по вине турфирмы меньшего числа туристов, чем указано в договоре, туристская фирма возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней от стоимости питания по договору.
Туристы несут личную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чем составляется соответствующий акт. Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристская бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ на их питание включается в общую заявку.За сутки до отправления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану заявку о числе питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов до первого приема пищи эта заявка должна быть уточнена.