Космический туризм: новый формат путешествий
К проектам Илона Маска всегда приковано пристальное внимание, но интерес к запуску пилотируемого космического корабля Crew Dragon связан не с популярностью самого предпринимателя, а с поистине космическими возможностями, которые открываются перед людьми. В случае успеха, SpaceX и NASA приступят к подготовке полноценной эксплуатации кораблей Crew Dragon: исследовательские миссии и коммерческие путешествия. Это значит, что в XXI веке космический туризм сможет стать целой отраслью, которая будет способствовать развитию экономики и разработке новых проектов по изучению Вселенной. Какие компании составят конкуренцию SpaceX, в чем заключаются основные плюсы и минусы космического туризма, а также какие перспективы ждут космическое направление в будущем – в нашей статье.
Что такое космический туризм: новый формат путешествий
Космический туризм – отдельный сегмент авиационной промышленности, основной целью которого является предоставление возможности путешествия за пределы атмосферы: на некоторое время стать космонавтом, и использовать космическое путешествие для своих личных (в качестве развлечения) или исследовательских миссий.
Специалисты рассматривают четыре вида космического туризма:
- полеты реактивных истребителей на большой высоте;
- полеты с нулевой гравитацией в атмосфере;
- кратковременные суборбитальные полеты;
- орбитальные полеты на продолжительный срок.
В связи с тем, что цена билета высока (от $250 тыс. до $120 млн. в зависимости от продолжительности полета), вступить в клуб «space-путешественников» сможет лишь небольшое число людей. Но по заверению предпринимателей, в числе которых Маск, Брэнсон, Безос, чем выше конкуренция будет в отрасли, тем ниже будет стоимость услуги.
В каких странах развит космический туризм?
Лидерами по разработкам в космической отрасли на сегодняшний день считаются Россия, Китай и США. Причем, несмотря на весь интерес и мощь Америки, для осуществления всех своих миссий в космосе, им необходимо взаимодействовать с Россией. За последние 10 лет с территории США не было запущено ни одного корабля; изменить ситуацию должен запуск Crew Dragon.
7 компаний для космического туризма
1. Space Adventures
На данный момент это единственная компания, которая успешно организует туристические полеты за пределы нашей планеты в «дуэте» с Роскосмос. Полеты совершаются с космодрома Байконур, а в Звездном городке (Россия) может проводиться обучение. Путешествие может включать в себя как посещение космической станции, так и облет Луны.
2. Virgin Galactic
Основанная миллиардером Ричардом Брэнсоном, компания Virgin Galactic предлагает один из самых «бюджетных» вариантов космического туризма: 15-минутный полет на высоту в 100 км, время в невесомости около 3 минут. Билеты на суборбитальный полет на борту «SpaceShipTwo» длительностью 2,5 часа уже раскуплены на несколько лет вперед.
3. Blue Origin
Предложение, аналогичное Virgin Galactic, предоставляет американская частная аэрокосмическая компания Blue Origin, принадлежащая Джеффу Безосу. Сейчас занимается разработкой многоразового космического корабля New Shepard. В 2019 году Blue Origin вошла в список компаний NASA, которые будут заниматься разработкой и производством космических кораблей для высадки на Луну.
4. SpaceX
Компания Маска считается самым активно развивающимся оператором космических запусков в мире. Ими созданы самые современные и недорогие (насколько это возможно для космической отрасли) многоразовые ракеты, следующие на очереди – коммерческие рейсы. 30 мая компания SpaceX успешно запустила свой корабль Crew Dragon с астронавтами на борту в рамках тестовой миссии.
5. Boeing
Хотя Илон Маск отзывается о Boeing, как о компании занимающейся коммерческими запусками космических кораблей, а не космическим туризмом, этот опытный игрок в аэро-индустрии может составить достойную конкуренцию.
6. Роскосмос
Российское космическое агентство не только занимается организацией собственных миссий и полетов, но и предоставляет помощь другим странам и организациям, в том числе занимается обучением и запуском астронавтов NASA на МКС.
7. Zero2Infinity
Испанская компания, которая достаточно неожиданно для всех заявила о своем желании стать одним из операторов космического туризма. Они предлагают интересную концепцию путешествий: в качестве корабля будут выступать капсулы и огромные шары, наполненные гелием, поднимающие на высоту 36 км. Технология Bloon уже была опробована на спутниках, и по мнению создателей, может использоваться для космического туризма. Цена 110 тыс. евро.
Основные преимущества и недостатки космического туризма
В числе мотивационных факторов в пользу космического туризма называют: возможность увидеть Землю из космоса; испытать на себе невесомость; получить уникальный опыт путешествий. И это, безусловно, невероятно и увлекательно, но, к сожалению, все это ограничивается историей одного человека. Какие плюсы у космического туризма, как у отрасли?
Илон Маск считает, что развитие этого экзотического туризма позволит сократить затраты государств на создание исследовательских миссий (часть затрат берет на себя «турист»). Это позволит чаще запускать космические корабли и получать больше информации, а также точнее проводить опыты. Кроме того, отсутствие российской монополии, которая сегодня существует на космическом рынке, позволит свободнее развивать космическую отрасль и другим странам, тем самым укреплять свою экономику, привлекая инвесторов и специалистов.
Главным недостатком космического туризма является его цена. Несмотря на то, что полет первого космического туриста состоялся еще в 2001 году (им стал Денис Тито, цена путешествия – $20 млн ), этот экзотический вид путешествий все еще находится на заре своего развития.
Компания | Корабль | Пункт назначения | Высота | Время в невесомости | Стоимость |
---|---|---|---|---|---|
Virgin Galactic | SpaceShipTwo | Суборбита | 90 км | 3 минуты | $250 тыс |
Blue Origin | New Shepard | Суборбита | 105 км | 5 мин | ≈ $300 тыс |
SpaceX | Starship | Облет Луны | 380 000 км | 7 дней | $75 млн |
«Роскосмос» | «Союз» | Облет Луны | 380 000 км | 7 дней | ≈$120 млн |
«Роскосмос» | «Союз» | МКС | 410 км | До 10 дней | ≈$50 млн |
За все время существования космических полетов, как услуги, для людей далеких от этой сферы, таких туристов было всего лишь 7 человек. Но сложность не только в финансах (в одной Америке свыше 600 человек, чей капитал больше миллиарда, поэтому желающие найдутся), но и во времени, которое требуется на подготовку, на проведение множества тестов, проверок, физических нагрузок. К тому же, космо-туризм по-прежнему больше относится к экстремальным видам отдыха, нежели к комфортным турам, поэтому не все спешат на Орбиту.
Достаточно ограниченной является и программа полета – полет вокруг Земли, Международная космическая станция (ее посещение позволяет продлить время пребывания в космосе до нескольких дней), и возможно в 2022 году появится шанс полететь на Луну: подготовка ведется компанией SpaceX, а участником должен стать предприниматель Юсаку Маэдзава.
Перспективы развития космического туризма
Сами полеты в космос, как и термин «космического туриста» до сих пор вызывает немало споров, в частности нужно ли считать суборбитальные полеты (без выхода на орбиту) космическими или просто экстремальными? Но как бы к ним не относились, суборбитальные полеты станут главной движущей силой развития космического туризма: конструкция корабля намного легче, значит, построить будет проще, физическая подготовка минимальна, прибыль высокая.
А вот на орбитальные полеты в космос возлагают большие исследовательские надежды. Их популяризация может способствовать появлению в будущем «космических отелей» для научных экспериментов. Сегодня единственной «остановкой» в космосе для туристов является МКС, а космические отели или базы позволят лучше и более детально исследовать другие небесные тела.
Космический туризм — реальность и перспективы
За последние десятилетия космический туризм из фантастики превратился в реальность. Первым полноценным туристом, оплатившим из своего кошелька путешествие на МКС в 2001 году, стал американец Денис Тито. Он совершил полет на космическом корабле «Союз».
Его путешествие можно считать началом эры космического туризма. Вторым был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, летавший в космос в 2002 году. После него туристами полетели еще два американца: Грегори Олсен и Ануше Ансари. Все благополучно вернулись домой.
Правда, история космического туризма началась еще в 1986 году и притом трагично. Во время запуска взорвался корабль «Челленджер». На его борту среди экипажа находилась американская учительница Кристи Маколифф. Именно она должна была стать первым в мире космическим туристом. К сожалению, все погибли.
После этого программа по космическому туризму в США была приостановлена, несмотря на коммерческую выгоду от таких полетов.
В мире существует достаточное количество состоятельных людей, желающих побывать в космосе и посетить космическую станцию. Поэтому сегодня космический туризм набирает популярность во многих странах мира. Люди заранее покупают билеты, дожидаясь своей очереди.
Россия занимает лидирующее место среди немногих стран, занимающихся космическим туризмом. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно наша страна является первооткрывателем космических полетов.
Подобные услуги оказывает «Роскосмос» и агентство космического туризма Space Adventures. Они отправляют всех туристов на орбиту на кораблях «Союз» ТМ-11 и «Союз» ТМ 12, как на наиболее проверенных и безопасных.
Сегодня услуги желающим побывать за пределами земной атмосферы, предлагает также компания Virgin Galactic. Клиенты могут воспользоваться двухчасовым полетом за пределы атмосферы. Стоимость билета около 200 тысяч долларов. Также набирают популярность проекты таких компаний, как SpaceX и Aerospace.
Развитие космического туризма в России
Пока «Роскосмос» отправляет в космос в основном зарубежных туристов. Среди них много американцев — ведь летать на орбиту на космическом корабле «Союз» намного проще и дешевле, чем на шаттле. Тем более после того, как устаревшие шаттлы перестали запускать в космос.Поэтому все туристические агентства, предлагающие побывать в космосе ради развлечения или исследования, предлагают своим клиентам именно российские корабли. Благодаря коммерциализации космических полетов развитие космического туризма в России набирает популярность. Кроме «Роскосмоса» в России туристов в космос отправляет также компания «КосмоКурс».
Предполетную подготовку все «космонавты-любители» проходят в Звездном городке. На самолетах «Миг-29» им обеспечивают невесомость, чтобы еще перед полетом они могли ощутить на себе влияние этого необычного состояния.
Сколько стоит космический туризм
Разумеется, полеты в космос удовольствие не дешевое и позволить себе купить путевку на орбитальную станцию могут только весьма обеспеченные люди. Сегодня стоимость полета в космос оценивается в 20 миллионов долларов. Именно столько стоит билет на орбитальную станцию. Цена космического туризма не всем по карману.Кроме этого, туристы могут купить опцию выхода в открытый космос. Для этого им придется заплатить еще 5 миллионов долларов.
Планируется также развитие космического туризма на Луну и Марс. Сколько будет стоить путевка на красную планету, пока неизвестно, но полет на Луну обойдется туристу в 700 миллионов долларов. Это кругленькая сумма, которая заставит даже очень обеспеченных людей задуматься, прежде чем покупать билет.
Почему космический туризм не популярен
Космический туризм не популярен по той простой причине, что запуск в космос любого летательного аппарата обходится крайне дорого. Поэтому для того, чтобы окупить присутствие туриста на борту корабля, билеты продаются по очень высокой цене.Для космического аппарата и безопасности полета имеет значение каждый грамм присутствующий на борту. Кроме этого, сегодня существует еще мало кораблей способных доставлять туристов на орбиту. К тому же для полета требуется хорошее здоровье и специальная подготовка.
Не каждый человек сможет выдержать большие нагрузки, возникающие во время старта и подъема корабля в атмосферу. Не стоит забывать и об опасности. В космосе всякое может произойти и помощи на орбите ждать неоткуда.
Поэтому космический туризм по-прежнему остается наиболее экзотичным, дорогим и опасным видом путешествий и отдыха. Тем не менее, туристические полеты в космос набирают популярность и становятся более доступными.
Туда и обратно. Как построен космический туризм
Туристические космические полеты чем-то напоминают обещания «начать новую жизнь с понедельника». Много разговоров и очень мало дела. За двадцать с лишним лет, с начала нынешнего века, были написаны тысячи статей о космическом туризме, а в реальности в космос за свои деньги слетали лишь семь человек, один из которых – Чарльз Симони, глава и основатель компании Intentional Software, – дважды.
Все космические туристические полеты были проведены при помощи российских космических кораблей «Союз» в период с 2001 по 2009 гг. Эти полеты совершались на Международную космическую станцию (МКС) и продолжались 10–14 суток. Чаще всего экипажи на МКС работают по нескольку месяцев, поэтому турист прилетал на станцию с одним экипажем, а возвращался на Землю уже с другим. Цена на такой полет колебалась от $20 млн до 35 млн и подразумевала достаточно длительный (до года) этап подготовки. Подготовка проводилась в Звездном городке и включала в себя как медицинские проверки, так и отработку возможных аварийных ситуаций. Но вот уже почти двенадцать лет не было организовано ни одного такого полета.
К счастью, 2021 год должен стать рубежным и резко изменить ситуацию. До конца этого года в космос должны отправиться сразу несколько миссий – как суборбитальных, так и более серьезных полетов на МКС. Попробуем разобраться, что стоит за этими названиями и можно ли уже становиться в очередь за билетами.
Туда и обратно. Как построен космический туризм
Туристические космические полеты чем-то напоминают обещания «начать новую жизнь с понедельника». Много разговоров и очень мало дела. За двадцать с лишним лет, с начала нынешнего века, были написаны тысячи статей о космическом туризме, а в реальности в космос за свои деньги слетали лишь семь человек, один из которых – Чарльз Симони, глава и основатель компании Intentional Software, – дважды.
Все космические туристические полеты были проведены при помощи российских космических кораблей «Союз» в период с 2001 по 2009 гг. Эти полеты совершались на Международную космическую станцию (МКС) и продолжались 10–14 суток. Чаще всего экипажи на МКС работают по нескольку месяцев, поэтому турист прилетал на станцию с одним экипажем, а возвращался на Землю уже с другим. Цена на такой полет колебалась от $20 млн до 35 млн и подразумевала достаточно длительный (до года) этап подготовки. Подготовка проводилась в Звездном городке и включала в себя как медицинские проверки, так и отработку возможных аварийных ситуаций. Но вот уже почти двенадцать лет не было организовано ни одного такого полета.
К счастью, 2021 год должен стать рубежным и резко изменить ситуацию. До конца этого года в космос должны отправиться сразу несколько миссий – как суборбитальных, так и более серьезных полетов на МКС. Попробуем разобраться, что стоит за этими названиями и можно ли уже становиться в очередь за билетами.
У самой границы космоса
По определению Международной авиационной федерации, космическое пространство начинается на высоте в 100 км над уровнем моря. Эта граница называется линией Кармана и взята достаточно условно. Нет ничего, что бы указывало ее в реальном мире. Однако граница существует, и если вы поднялись выше 100 км – вы уже космонавт. Именно на этом допущении и строится суборбитальный туризм.
Чтобы просто поднять космический корабль с туристами до этой высоты и не выводить их на орбиту, нужна гораздо менее мощная и дорогая ракета. Ну, и медицинских обследований для такого полета требуется гораздо меньше. Суборбитальный полет чем-то похож на обычный космический в миниатюре – подъем на высоту в 100 км с перегрузками, несколько минут невесомости, прекрасные виды из иллюминаторов, а затем спуск космического корабля с парашютом. Приземляется он практически в том же месте, с какого и стартовал. На все дается 10–15 минут.
Стоимость такого полета примерно $500 000, в перспективе может снизиться до 200 000–250 000. Такой цены получится добиться за счет полной многоразовости системы New Shepard – ступень ракеты после достижения космическим кораблем необходимой высоты отсоединяется, возвращается на космодром и приземляется на собственных двигателях, а космический корабль возвращается на парашютной системе и тоже используется повторно.
Наиболее близка к началу регулярных суборбитальных полетов компания Blue Origin, которая принадлежит американскому миллиардеру Джеффу Безосу. Он уже давно работает над реализацией этой идеи, и вот наконец должен состояться первый полет с пассажирами. Судя по всему, в первый полет отправятся три человека – сам Джефф Безос (чтобы показать, насколько безопасна разработанная система), его брат Марк и победитель аукциона, отдавший за место в этом полете $28 млн (чего не сделаешь ради возможности стать первым!).
Первый тестовый полет должен состояться 20 июля, уже меньше чем через месяц, а после него суборбитальные полеты Blue Origin должны стать регулярными.
Есть и еще одна компания, которая занимается суборбитальными полетами, – Virgin Galactic, принадлежащая британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону. Вместо ракеты и космического корабля здесь используется самолет-разгонщик WhiteKnightTwo, который поднимается до отметки в 16 км и отпускает космолет SpaceShipTwo. Космолет, используя собственные двигатели, добирается до линии Кармана, а затем возвращается обратно. Весь полет занимает два с половиной часа, но и невесомости обещают больше – целых пять-шесть минут.
Ричард Брэнсон, после того как услышал о дате полета Blue Origin, заявил, что окажется в космосе раньше. Дата полета SpaceShipTwo установлена на 4 июля. Предполагается, что сразу после этого начнутся туристические полеты. Миллиардер начал продавать билеты на полет в космос еще в 2009 г., тогда цена за полет составляла $250 000. К настоящему времени очередь состоит из более чем шестисот человек, внесших депозит.
Долго, дорого, серьезно
В декабре 2021 г. должен состояться еще один космический туристический полет. На Международную космическую станцию на корабле «Союз» полетят два японских туриста – бизнесмен Юсаку Маэдзава и его друг и помощник Едзо Хирано. В настоящее время они уже проходят подготовку к полету в Звездном городке. Командиром экипажа будет российский космонавт Александр Мисуркин, а продолжительность космического полета составит 12 суток. Сколько будет стоить этот полет на МКС, пока неизвестно, но, скорее всего, дороже, чем это обошлось космическим туристам «первой волны». Предположительно, цена составит около $50–60 млн. Впрочем, судя по всему, в мире достаточно людей, готовых заплатить такие суммы.
Юсаку Маэдзава хочет побывать не только на МКС, но и облететь Луну. Еще в 2018 г. он купил билеты на облет Луны у компании Илона Маска SpaceX. Первоначально полет должен был состояться при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy, а затем его поменяли на разрабатывающийся в настоящее время Starship. Японский предприниматель продолжает набор команды из восьми человек – художников и музыкантов – для совместного полета к Луне за его счет.
В начале 2022 г. должен состояться первый полет космических туристов на МКС на корабле Crew Dragon компании SpaceX. Кто полетит на станцию, пока неизвестно, однако компания Axiom Space кроме этого полета подписала договор на еще три космических туристических полета. А значит, в ближайшие годы мы увидим все больше туристов на орбите, осталось только посчитать – хватает ли у вас денег на такое удивительное путешествие.
Сколько стоит полететь в космос
И осуществить детскую мечту
В детстве многие мечтали стать космонавтами. Теперь эта мечта осуществима, нужны только деньги.
Можно построить свою ракету, арендовать уже кем-то построенную или вообще летать в космос на работу. Наш эксперт выяснил, сколько это стоит.
Построить ракету
Илон Маск сначала хотел купить ракету в России, но не смог договориться. Тогда он решил строить ракеты сам. По его словам, на разработку и строительство Falcon 9 потратили 390 миллионов долларов. Самая большая современная ракета Falcon Heavy обошлась уже в 500 миллионов.
Запустить ракету
Компании зарабатывают, доставляя различные грузы на орбиту Земли. Запуск Falcon 9 обходится в 62 миллиона долларов. Российская ракета «Протон-М» стоит чуть дороже: 65–70 миллионов. Чтобы отправить в космос Falcon Heavy, нужно потратить 90 миллионов долларов.
Слетать вип-туристом
Космический туризм развивается очень активно: МКС посетили уже семь космических туристов. Такой полет стоит 40 млн долларов. За дополнительные 3 миллиона долларов можно даже выйти в открытый космос.
Слетать подешевле
Ричард Бренсон разрабатывает свой космолет Virgin Galactic. Он рассчитан на шестерых пассажиров. Билет стоит 250 000 долларов. Старт полетов намечен на 2018–2019 год.
Слетать на минималках
Компания World View собирается отправлять людей в стратосферу на воздушных шарах. Туристы поднимутся на 30–40 километров. Билет будет стоить 75 тысяч долларов.
Посмотреть на космос с Земли
В Штатах и в России предлагают испытать невесомость в самолете. С помощью специальных маневров во время полета 10–15 раз достигается состояние невесомости на 25–30 секунд. Билет стоит около 5000 долларов. В 2016 году музыкальная группа OK Go даже сняла в таком самолете клип Upside Down & Inside Out.
Посмотреть, как летят другие
Можно просто посмотреть, как в космос отправляются другие. 65 000 рублей стоит 5-дневный тур на запуск ракеты с космодрома Байконур. Ближайший старт 6 июня.
Зарабатывать, как космонавт
Если серьезно захотите стать космонавтом, ознакомьтесь с зарплатами. Американские астронавты зарабатывают от 60 до 140 тыс. долларов в год. Примерно такие же зарплаты в Канаде. В России платят меньше: от 60 до 90 тысяч рублей в месяц. Но за полгода на орбите российские космонавты зарабатывают до 150 тыс. долларов.