avtomobilnyj turizm kak vid otdyxa

Автотуризм: виды, история развития, описание, обзор, фото, смысл автотуризма

Сущность автотуризма

Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.

Дом на колесах, кемпер, караван… у этого сооружения очень много названий, но суть понятия не меняется. Все эти слова описывают своеобразное жилище, которое всегда и везде рядом с хозяином, так как оно выполнено в виде прицепа к авто или строится непосредственно на базе микроавтобуса, автобуса или грузового автомобиля.

Родоначальницей такого течения в туризме традиционно считается Америка, так как именно тут появилась идея создания дома на колесах. Позже этот вид транспорта оценили в Европе, стали выпускать во многих странах. Сегодня лидирующие позиции (на ровне с Америкой) занимает Германия.

В последние 5-9 лет автодома стали постепенно находить своих поклонников на постсоветском пространстве, но у нас это течении пока очень слабо развито.

Базовая комплектация принята единой для всех производителей. Так, не зависимо от того, кто производит кемпер, в базовой комплектации должны быть оборудованы кухня, санузел и спальные места, а так же зона отдыха в виде стола и диванчика. Всевозможные навороты (телевизор, система отоплении и кондиционирования, теплый пол и так далее) могут так же встречаться в базовой комплектации некоторых автодомов, но далеко не у всех производителей.

Что возможно в автодоме? Да все, чего душа желает! Собираются интегрированные и альковные автодома на базе любого подходящего автоносителя (от ГАЗели до огромных фур), поэтому пространство внутри определяется лишь пожеланиями заказчика и количеством денег. Что касается удобств — то современные автодома премиум класса могут иметь в своем составе абсолютно любые удобства, к которым привык человек (даже могут иметь гараж в своем составе).

Автодом имеет массу достоинств (особенно если речь идет о домах высокого класса), но до сих пор не получил у нас широкого распространения. С чем может быть связано такое явление?

Первое, что привлекает а автодомах европейцев и американцев — это возможность перевозить знакомую обстановку родного дома в любой уголок мира. Связано это с тем, что у них очень давно и хорошо развита индустрия отельного отдыха, и каждый (или почти каждый) человек, который имеет более менее нормальный достаток, обязательно ездил отдыхать в отель. Им просто надоело жить в гостиницах, им хочется домашнего уюта. У нас же обстановка совершенно другая, и человек, у которого появится лишняя копейка, не станет откладывать ее на приобретение автодома, а поедет в Турцию или Египет.

Второй фактор — это цена дома на колесах. Стоимость самого простенького автодома (по типу отечественного, собранного на базе ГАЗели) будет около 35 тысяч долларов. Для среднего американца или европейца эта сумма не так уж велика, если учесть, что в месяц они получают около 1000 долларов. Достаток наших граждан считается высоким, если человек получает 400-500 долларов в месяц, причем этих денег с трудом хватает на нормальную жизнь в крупном городе. Поэтому говорить о том, что человек потратит зарплату за 6 лет на покупку, автодома не приходится. А покупать дом на колесах, бывший в эксплуатации, выйдет не на много дешевле. Гораздо меньше стоит автодом с возрастом более 7 лет, но на них выше таможенный сбор, да и ломаться к этому времени начнет многое.

Еще один фактор — относительная дороговизна аренды автодома. В среднем, аренда обойдется около 4500 рублей в сутки (это только аренда!). Получается гораздо дешевле поехать куда-то за границу в отель системы «все включено».

Но, даже не смотря на все эти факторы, культура путешествия в автодоме в странах СНГ развивается, и с каждым годом домов на колесах становится все больше.

Караванинг

Несколько лет назад в России появилось направление в туризме – караванинг. Караванинг – это автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Данное направление  является одним из самых популярных видов автомобильного туризма для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. Что, к сожалению, нельзя сказать о России. У нас в стране автопутешествие с использованием специальных туристических автосредств, прицепов-караванов или автодомов, в отличие от Запада, только начинает завоевывать своих сторонников.

   Караванинг — история для России новая, но стремительно завоевывающая умы и сердца туристов, привыкших путешествовать с комфортом. Мобильность, автономность и комфорт — три «кита» философии караванинга. Путешествия в собственных домах на колесах могут не только доставить россиянам массу удовольствия, но и стать настоящим спасением для страны со столь неразвитой туристской инфраструктурой.

  Российский туристический рынок имеет огромный потенциал, однако используется далеко не в полной мере. Одной из причин сложившейся ситуации является существенное сокращение мест размещения туристов. На фоне острого дефицита современных гостиниц и мест размещения наблюдается постоянный рост цен на основные туристические услуги. Здесь проявляется вторая и, пожалуй, главная причина бедственного положения въездного и внутреннего туризма в стране. По этой же причине все больше наших граждан делают выбор в пользу зарубежных курортов.

  Безусловно, для решения данных проблем требуется рассмотрение следующих вопросов:

   необходимость формирования на государственном уровне программы развития и популяризации автотуризма в России как отдельной перспективной с точки зрения социальной значимости, привлечения потока туристов из-за рубежа и развития внутреннего туризма, а также как источник бюджетных доходов;

   законодательные проблемы, влияющие на ценовую политику дилеров производителей автодомов и, как следствие, доступность широким массам караванинга как вида отдыха;

   сложности при строительстве кемпингов, связанные с процедурами согласования и отсутствия содействия государственных органов и профильных инстанций; отсутствие содействия государственных органов для создания инвестиционной привлекательности кемпингов как бизнес-объектов для малого предпринимательства.

   отсутствие инфраструктуры для автотуризма и предпосылок для ее развития, в т.ч. плохое состояние дорог, сложности подвода коммуникаций, неразвитость придорожного сервиса;

   необходимость создания единых стандартов для строительства кемпингов и инфраструктуры караванинга;

   привлечение внимания к караванингу как перспективному направлению туристической отрасли со стороны органов исполнительной и законодательной власти, СМИ.

   Развитие караванинга для России крайне значимо. Это обусловлено многими факторами.

1) Россия – страна с богатыми туристическими ресурсами, порой труднодосягаемыми. Караванинг дарит свободу перемещения по нашей стране. Без особых материальных вложений осваиваются труднодоступные зоны страны.

2) Недостаток гостиничных мест препятствует притоку иностранных и русских туристов. Караванинг успешно решает эту проблему.

3) Многие туристически привлекательные места пустуют из-за невозможности построения на них гостиниц (например, санитарные зоны). Автофургоны же могут размещаться практически где угодно, в том числе и в запрещенных для застройки зонах.

4) Караванинг дает человеку новые возможности: турист-караванер не зависит от расписания транспорта; туристы получают весь набор бытовых удобств: холодная и горячая вода, душ, биотуалет, отопление, кухня с газовой плитой, комфортные кровати.

5) Благодаря развитию караванинга, Россия становится привлекательной для российских и иностранных туристов. Как итог, Россия не только избегает оттока капитала за границу, но и добивается притока иностранного капитала в российскую казну. По мнению специалистов, при удачном планировании караванинг может добавлять в российский бюджет каждый год около 30 миллиардов американской валюты.

6) Как следствие развития караванинга, развивается туризм, а с развитием российского туризма возрастает и международный имидж нашего государства.

7) Постройка кемпинг-стоянок требует рабочие руки, возникают новые рабочие места, что немаловажно для России в период кризиса.

8) Из-за развития караванинга, возрастает количество придорожных заведений, повышается уровень обслуживания.

Действительно, преимущества развития караванинга в России, а также сопутствующее ему строительство кемпинг-стоянок очевидны. Как я уже сказала, в России караванинг начинает активно развиваться. Проекты по строительству кемпинг-стоянок даже включены в федеральную программу развития туристско-рекреационных зон России.

Туристы, путешествующие таким способом, традиционно отмечают свой праздник 24-го сентября, в день караванщика.

В нашей стране имеет название День Караванера имеет более узконаправленную целевую аудиторию, не имеет жёсткой привязки к определённой дате и отмечается в начале летнего сезона путешествий.

История развития автотуризма в мире

Первый автомобиль сразу же вызвал мысли об автотуризме. Ещё на заре появления первых авто, их называли «машинами и повозками для туризма». Настоящий автомобильный бум начался после Второй мировой войны, когда у людей появилась возможность путешествовать в своём личном транспорте. Автомобильная промышленная заработала гигантскими темпами, ежегодно выбрасывая на мировой рынок огромное количество новых, технически совершенных моделей машин. Развитию автомобильного туризма способствовало и стремительное строительство протяжённых трансконтинентальных автострад, сделавших дорожные путешествия комфортными и увлекательными.

В 60-х годах прошлого века в ряды гигантов отечественной промышленности вступил легендарный машинный завод на Волге, и города Советского Союза огласили автомобильные гудки. А уже к середине 70-х годов в нашей стране сформировалась автомобильная инфраструктура, сложились традиции автодорожного туризма.

Советские кинофильмы зафиксировали модный в то время вид перемещения – поездки на собственном автомобиле на длинные расстояния. Особенно роскошными казались путешествия в отпуск к Чёрному морю. Вскоре появились первые кемпинги, поначалу представлявшие собой простейшие сооружения с общим блоком кухни и общими туалетом. Их сети располагались вдоль самых популярных автотрасс страны.

У многих из нас до сих пор хранятся автомобильные карты и атласы – первые издания такого рода в Советском Союзе. По ним было удобно рассчитать автопробег, проследить индивидуальный маршрут, предварительно выбрать места ночлега, заправочные станции, СТО. В те годы автодорожная инфраструктура оставляла желать лучшего. Даже из-за простой поломки водитель и его пассажиры рисковали остаться ночевать в открытом пространстве. Мало было и заправочных станций. Однако все эти недостатки искупались корпоративной водительской взаимовыручкой. Это национальное стремление помочь с починкой автомобиля выручало многих, можно было и запросто купить по устраивающей обе стороны цене 5-7 литров бензина.

Сегодня ночёвка на дороге выглядит предприятием опасным для жизни, но в 70-80-е годы отдых в палатке или кемпинге рассматривался как особое удовольствие. Появились специальные автомобильные путешествия по историческим и природным маршрутам. Так, например, на берегу Чудского озера в летнее время долгие годы разбивались лагеря автомобильных туристов. Приезжающие сюда на собственном транспорте мурманчане и ленинградцы отдыхали на свежем воздухе, любовались естественной красотой родной земли, пели песни. На автолавках активно подвозилась сельхозпродукция. Устраивался настоящий дружеский пир! Люди понимали: автомобиль для того и покупается, чтобы на нём передвигались, путешествовали.

В конце 80-хх – начале 90-х годов политико-экономическая ситуация в стране изменилась. Это сказалось и на автотуризме. Распался Советский Союз. Российский рубль стал конвертируемый, был разрешён ввоз автомобилей иностранных марок. Это были подчас устаревшие, несовершенные, подержанные модели. Но вскоре они уступили место новым, конкурентоспособным зарубежным автомобилям. Увеличилось общее количество автотранспорта, но автомобильный туризм парадоксальным образом приостановился. Особенно опасными для путешествий стали криминальные 90-96 годы, когда выход на главные автотрассы страны воспринимался как смертельный риск. Автотуризм утратил свои классические традиции; как во времена средневековья, перемещение из города в город стало ассоциироваться с дорожными разбойниками.

В связи с перенесением государственных границ изменились сложившиеся туристические маршруты. Стала нестабильной ситуация с таможенным контролем. Пересечение границ на автомобиле могло затянуться более чем на три дня. Контрольно-пропускные пункты не были приспособлены к потоку автомашин. Любимые туристами живописные трассы Прибалтики и Кавказа стали фактически недоступными для советских граждан. Наконец, апофеозом дестабилизации общества стал дефолт 98-го года, положивший предел тяге к путешествиям.

С началом нового тысячелетия автотуризм стал медленно возрождаться. Значительно увеличилось общее количество личного транспорта у населения. Стали восстанавливаться забытые маршруты, развивается автомобильная инфраструктура. Стабилизируется финансовое состояние граждан. Всё больше путешественников отправляется за рубеж. Особой популярностью у автотуристов пользуются Финляндия и Швеция.

Виды автомобильного туризма

Существует большое количество различных видов туризма, но следует выделить из них автомобильный туризм. В моду этот вид туризма вошел сравнительно не так давно. Приблизительно в 70-х годах прошедшего века он появился и на время кризиса стал сходить на нет, из-за трудного финансового положения в стране. Сегодня данный вид туризма вновь набирает обороты и становится довольно таки популярным. В этом нет ничего удивительного, давайте ознакомимся в автомобильным туризмом поближе.

Автомобильный туризм, в первую очередь придает ощущение свободы и полное отсутствие ограничений. Путешествующие не переживают о том, где они будут останавливаться на ночь, где позавтракать, пообедать или поужинать и где отдохнуть. Можно спокойно распределить время так как того захочется, и не придется подстраиваться ни под кого и ни под что, и ни под какой туристический график.

Не нужно будет переживать о количестве багажа – его можно взять столько, сколько поместиться в машину. Отсюда следует то, что путешествующие смогут взять с собой даже палатку и устроить себе ночлег на свежем воздухе.

Те, кто желает принять участие в автомобильном туризме, обязаны иметь свой автомобиль или если нет своего, то автомобиль в аренду, для этого предназначены специальные фирмы и организации.

Человек, путешествующий на автомобиле, не ограничивается в пространстве. Ведь он может посещать города и села, различные достопримечательности, которые ему будут интересны. При этом исключена проблема с тем, на чем добраться до нужного места и вообще ходит ли туда хотя бы какой-то транспорт. Если человек путешествует на машине, то он не сталкивается с подобного рода вопросами.

Данный вид туризма премного экономичен. Автомобильный туризм исключает затраты на дорогостоящие авиабилеты, ж/д билеты, на проживание в высококлассных отелях и туристические визы. А если же собирается в путешествие большая компания из нескольких человек, то поездка окажется еще более экономной, безопасной и интересной.

Автотуризм в России – настоящее и будущее

Автомобильные путешествия, по мнению экспертов, могут стать одним из самых популярных направлений внутреннего туризма России. Журнал TRN решил выяснить, какие предложения сегодня существуют на рынке, и поинтересовался у экспертов, насколько востребован автомобильный турпродукт, каковы нюансы его формирования и перспективы развития сегмента отрасли.

На сегодняшний день в ассортименте очень немногих операторов можно встретить предложения по автомобильным турам внутри России, поскольку игроки рынка полагают, что это относится к сегменту самостоятельного туризма и не может приносить прибыль. Журнал TRN обратился за комментариями в компании, которые занимаются развитием направления.

Есть ли спрос?

Представители турбизнеса в России отмечают рост интереса к путешествиям на авто. Так, по внутрироссийским направлениям он составляет 10-15% ежегодно, а по зарубежным этот показатель несколько выше – 15-20%. Тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока. Однако в последнее время наметились некоторые положительные изменения в данном сегменте.

Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрено создание автотуристических кластеров в четырёх регионах страны: «Золотые ворота» в Алтайском крае, «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина» в республике Бурятия, «Всплеск» в Ростовской области и «Задонщина» в Липецкой области. Кроме того, в пяти муниципальных районах Пензенской области, расположенных вблизи федеральной трассы М5 «Москва – Челябинск», планируется строительство современного кемпинга. В свежих новостях туризма в России можно подробнее ознакомиться с новым проектом.

По словам бренд-менеджера АРТЕКС TRAVEL (подразделения компании «Артекс» -официального дилера Jaguar Land Rover) Виктории Цыганковой, интерес к автомобильным путешествиям постоянно растёт и на сегодняшний день это направление пользуется спросом среди россиян. Компания организует поездки, как по зарубежным, так и по российским маршрутам. К примеру, в июле «Артекс» запустил автопробег из Москвы до Австрии продолжительностью 15 дней. Программа тура совмещала несколько видов отдыха: познавательный, гастрономический и активный.

«Не так давно мы организовали автопробег в Суздаль, в котором принимали участие 30 экипажей (65 человек). Как правило, в одном экипаже – 2 взрослых и ребенок. Мы в последнее время замечаем такую тенденцию, что людям начинают надоедать стандартные варианты отдыха, поэтому стараемся создавать оригинальные путешествия, которые будут интересны всей семье», – отмечает Виктория Цыганкова.

В свою очередь, специалист по активным турам компании Юлия Ширшина сообщила специально для журнала тур новостей TRN, что у фирмы много постоянных клиентов, которые предпочитают отправляться в поездки два раза в год в зимнем и летнем сезоне. К тому же, «клиентский портфель» пополняется за счет новичков, только начинающих открывать для себя этот вид туризма, которые, как правило, возвращаются «за отдыхом».

Она также сообщила, что туроператор организует автомобильные путешествия для групп от 15 до 35 человек, и старается сделать путешествие максимально комфортным с ночёвками на базах отдыха.

В компании «Астравел» говорят, что интерес к автотурам отличается стабильностью, и каждый год держится примерно на одном уровне.

«Чтобы в сегменте произошло оживление, необходимо вводить моду на такие путешествия. К примеру, не так давно многие россияне открыли для себя Алтай и начали активно путешествовать по этому региону», – говорит эксперт отдела внутреннего туризма туроператора Елена Балабанова.

По её словам, особый интерес у соотечественников вызывают автомобильные путешествия по Алтаю, Кольскому полуострову, Камчатке и Карелии. Цена таких туров начинается от 30 тысяч рублей. Елена Балабанова отмечает, что в стоимость входит питание, проезд, снаряжение, техническое сопровождение, экскурсионное обслуживание. Эксперт говорит, что цена турпакета могла быть ниже, если бы не дороговизна перелёта.

Представители рынка сообщают, что автотуры пользуются спросом среди мобильных путешественников с достатком выше среднего уровня в возрасте от 35 лет, которые хотят открыть для себя что-то новое. При этом рост интереса к этому сегменту наблюдается со стороны семейных туристов. Средняя продолжительность автомобильных поездок составляет порядка 7-10 дней.

В моде нынче автоквесты

Кроме стандартных автопутешествий, на рынке стали появляться креативные предложения. Так, ярославский туроператор «Волга-тур» запустил интерактивный автомобильный турпродукт – автоквесты.

«Семьи с детьми любят путешествовать на автомобилях. Это не только выгодно, но и дает полную свободу перемещения, выбора средств размещения, мест отдыха», –  уточняют в компании.

Для клиентов, предпочитающих поездки на собственных автомобилях, в фирме придумали сказочный автоквест, в котором точно известны только даты и города путешествия. Маршрут выдается в виде загадок, отгадав которые туристы перемещаются из одного места в другое. По ходу поездки их ждет встреча со сказочными персонажами, театрализованные представления, игры, мастер-классы. Задача туроператора – логически построить маршрут и включить в него те места, которые будут интересны и взрослым и детям.

«Чтобы дать туристам больше свободы, мы высылаем им список меню местных ресторанов, перечень отелей, расположенных на маршруте и предлагаем сделать выбор», – говорит директор бизнес-направления экскурсионного и корпоративного туризма «Волга-тур» Ольга Лобанова.

По её словам такие туры интересны не только индивидуальным туристам, но и корпоративным клиентам.

«Сказочный семейный автоквест — это наш первый шаг. Новые автоквесты ориентированы на корпоративного туриста. Команды на собственных автомобилях, либо на предоставленных нами микроавтобусах будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. География городов для автоквеста – это все Золотое Кольцо», – добавила она.

Сложности бизнеса

При этом на рынке есть и такие компании, которые специализируются исключительно на автомобильном туризме. Так, автомобильное турагентство «Автотурист» занимается разработкой индивидуальных планов поездок и маршрутов по России и Европе, подбирает и бронирует отели, осуществляет визовую поддержку.

По словам владельца компании Павла Корчагина, спрос на автомобильные путешествия ежегодно повышается в районе 10-15%. Однако эксперт отмечает, что дальнейшему развитию этого вида туризма в России препятствует слабая инфраструктура, качество дорожного покрытия, отсутствие около дорожного сервиса и системы указателей на достопримечательности, а также недостаток кемпинговых площадок, туристско-информационных центров и отелей эконом-класса.

«Значимой проблемой также является отсутствие качественных путеводителей, дорожных карт и атласов по России, где были бы обозначены все исторические и культурные объекты того или иного региона. Это полезно не только для путешественников, но и представителям турфирм было бы значительно легче формировать маршрут. В большинстве европейских атласов такие обозначения есть. Кроме того, актуален  недостаток квалифицированных кадров в  отрасли», – сказал он.

Также эксперт отметил, что открыть кемпинг в России – это довольно трудоёмкая задача, и для частного бизнеса существует множество законодательных препятствий, поэтому многие предприниматели в итоге вынуждены отказаться от своей идеи.
По словам Павла Корчагина, часть туристов отказывается от путешествий на автомобиле из-за вопроса безопасности на российских дорогах. Это также останавливает потенциальных инвесторов от запуска проекта.

Эксперты сходятся во мнении, что автомобильный туризм перспективный сегмент рынка, но для его становления в России потребуется ещё немало времени.